Роль СМК в обществе

Масс-медиа обычно являются источниками новостей и развлечений. Они также несут сообщения, стремящиеся убедить аудиторию в чем-то. Роль масс-медиа важна в объединении людей в сообщества, нации.

Масс-медиа обладают свойством проникать во все слои общества и распространяться во всех его местах, даже самых дальних и глухих. Из СМК аудитория узнает о мире то, что находится за пределами непосредственного окружения.

Информированные и активные, включенные в общественную жизнь граждане возможны только тогда, когда хорошо работают СМК. В развитых странах значительно больше разных СМК. Например, в США на тысячу человек приходится более двух тысяч радио-приемников, а в Индии - в десять раз меньше.

Люди нуждаются в выражении своих идей с помощью СМК. Властвующая элита использует СМК для идеологического воздействия на людей и в коммерческих целях. Масс-медиа являются главными инструментами пропагандистов, рекламистов, специалистов по связям с общественностью и других коммуникаторов.

Во всех обществах на всех этапах развития СМИ в центре внимания стояли три проблемы, вызывавшие споры и дискуссии:

1. Позитивные и негативные последствия от новых технологий.

2. Регулирование СМИ со стороны общества для реализации их потенциала и уменьшения негативных эффектов.

3. Связь СМИ с политикой и культурой.

Эти проблемы связаны с тем, что СМИ являются не только источниками и передатчиками информации, но и мощными факторами воздействия на общественное сознание и поведение. Их главная цель - завоевать внимание аудитории, делая акценты на одних событиях и их значении, нейтрализуя или придавая негативное значение другим событиям, а также по-разному подавая одно и то же событие под влиянием различных сил и групп.

СМИ имеют своих сторонников и противников:

1. Так, сторонники новых технологий доказывают, что те расширяют коммуникации между людьми, развивают демократию, способствуют динамичным социальным изменениям. А противники указывают на опасности, связанные с разрушением порядка, ростом социальной несправедливости, и выступают за сохранение прежнего образа жизни.

2. Сторонники говорят о том, что активные люди получают новые возможности для развития своей личности, а противники высказывают опасение, что обычные «средние» люди будут подавляться и превратятся в пассивную аудиторию.

3. Сторонники прогнозируют рост ответственности граждан, противники предсказывают увеличение демагогов, манипулирующих публикой.

4. Сторонники доказывают, что у людей из разных культур расширяются возможности жить в гармонии, а противники обращают внимание на усиление стереотипов, на рост враждебности и конфликты вплоть до открытых войн.