VII. Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства - чрезвычайно близкие понятия поскольку:
• являются формами выражения содержания права той или иной страны на конкретном этапе развития;
• имеют общую цель - укрепление правопорядка, обеспечение эффективного правового регулирования, надежной охраны права;
• функционируют в соответствии с принципом законности;
• выступают достаточно сложными структурами, имеют свои принципы организации и построения.
Однако для лучшего усвоения специфики и той и другой системы, необходимо ясно представлять их отличия:
Система права | Система законодательства |
системообразующие факторы | |
складывающиеся объективно реальные жизненные отношения | в большей или меньшей степени субъективное желание законодателя |
приоритет | |
имеет первичный характер | производна, формируется на базе системы права |
принципы строительства | |
горизонтальное, отраслевое строение | вертикальное (иерархическое, федеративное) |
базовый элемент | |
норма права (гипотеза, диспозиция, санкция - всегда) | статья закона (нормативного акта) могут быть различные варианты построение статей |
структурный состав | |
норма права - правовой институт -отрасль права | статья нормативного акта -нормативный акт - отрасль законодательства |
правовое содержание | |
дух закона, правовой разум - ratio legis, содержащийся в нормах «в чистом виде» | буква нормативного акта, юридическая - техника, требующая наличие преамбул, целей и принципов отрасли законодательства, общих норм, названий разделов, глав в нормативных актах и т.п. |
объем правовой материи | |
ограниченное число отраслей права (до полутора десятков); охватывает все содержание права | весьма большое число нормативно-правовых актов (особенно на «нижних этажах» системы); не охватывает всей императивности права |
сложность взаимосвязей | |
- отрасль права совпадает с отраслью законодательства (например: уголовное, гражданское, семейное); - подотрасль права совпадает с отраслью законодательства (например: авторское, банковское); - ряд отраслей права совпадает с отраслью законодательства (например: сельскохозяйственное, придоохранительное). | |
нет и в принципе не могут быть межотраслевые образования | как следствие - существуют комплексные отраслевые образования (атомное, туристическое, морское и т.п. право) |
классификационные критерии | |
важнейшими являются предмет и методы правового регулирования, ориентированные на типичные, однородные отношения | главенствующим является та или иная отрасль государственной деятельности, область общественной жизни (социальное страхование, капитальное строительство, народное образование и т.п.) |
по функциональной роли | |
более стабильна | более подвижна: по существу - это |
непрерывный процесс | |
погрешности и ошибки | |
практически гарантирует свободу системы права от случайностей и погрешностей, ибо глубоко воплощает волевое единство права; нет необходимости в систематизации | нельзя исключать противоречия, неясности в отдельных статьях нормативно-правового акта; есть необходимость в систематизации |
Кроме того, именно к системе законодательства относится принцип примата (от лат. primatus - первенство, преимущество, главенство) международного права, чьи «общепризнанные принципы и нормы» признаются действующей Конституцией Российской Федерации «составной частью ее правовой системы» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Имея представление о системе юридических наук, о системе права и системе законодательства, можно обрисовать их соотношение.
Верно то, что им присущи общие черты, тесная взаимосвязь: • все три системы принадлежат к области права, правовой жизни, к одной из самых важных сфер человеческой деятельности;
• являются составными частями национальной правовой системы, элементами правовой культуры;
• они показатели уровня цивилизации, достигнутого обществом;
• содействуют - каждая по-своему - укреплению законности, упрочнению правопорядка, повышению уровня безопасности общества;
• способствуют в той или иной степени — повышению эффективности общественного производства, укреплению «управленческой вертикали», упрочнению социальных связей, устранению кризисных явлений в обществе.
Вместе с тем, все три указанные системы вполне определенно отличаются друг от друга:
• система юридических наук - это совокупность знаний, система права - норм, система законодательства - статей;
• система наук своими субъективными основами (результат деятельности ученых) - ближе к системе законодательства (результат деятельности законодателя), чем к системе права, складывающейся более объективно;
• разумные, идейные основания роднят систему наук с системой права, однако юриспруденция имеет свои подходы к изучению права: фундаментальные, отраслевые, специальные науки, может делить их на циклы (группы): государственно-правовые, цивилистические, административно-правовые, криминалистические, процессуальные циклы (группы) наук;
• система законодательства «доставляет» эмпирический материал для системы юридических наук, та, в свою очередь, снабжает законодателя открытыми наукой закономерностями, установленными принципами;
• модификация отрасли законодательства является толчком к формированию соответствующей отрасли права и к углубленному ее изучению юриспруденцией;
• объективное научное знание (система наук) и четкое осознание права как меры свободы на конкретном этапе динамического равновесия между частным интересом и общественной потребностью (система права) помогает содержать систему законодательства в надлежащем порядке и осуществлять ее качественную систематизацию.