VII. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства - чрезвычайно близкие понятия поскольку:

• являются формами выражения содержания права той или иной страны на конкретном этапе развития;

• имеют общую цель - укрепление правопорядка, обеспечение эффективного правового регулирования, надежной охраны права;

• функционируют в соответствии с принципом законности;

• выступают достаточно сложными структурами, имеют свои принципы организации и построения.

Однако для лучшего усвоения специфики и той и другой системы, необходимо ясно представлять их отличия:

Система права   Система законодательства  
системообразующие факторы  
складывающиеся объективно реальные жизненные отношения   в большей или меньшей степени субъективное желание законодателя  
приоритет  
имеет первичный характер   производна, формируется на базе системы права  
принципы строительства  
горизонтальное, отраслевое строение   вертикальное (иерархическое, федеративное)  
базовый элемент  
норма права (гипотеза, диспозиция, санкция - всегда)   статья закона (нормативного акта) могут быть различные варианты построение статей  
структурный состав  
норма права - правовой институт -отрасль права   статья нормативного акта -нормативный акт - отрасль законодательства  
правовое содержание  
дух закона, правовой разум - ratio legis, содержащийся в нормах «в чистом виде»   буква нормативного акта, юридическая - техника, требующая наличие преамбул, целей и принципов отрасли законодательства, общих норм, названий разделов, глав в нормативных актах и т.п.  
объем правовой материи  
ограниченное число отраслей права (до полутора десятков); охватывает все содержание права   весьма большое число нормативно-правовых актов (особенно на «нижних этажах» системы); не охватывает всей императивности права    


 


сложность взаимосвязей  
- отрасль права совпадает с отраслью законодательства (например: уголовное, гражданское, семейное); - подотрасль права совпадает с отраслью законодательства (например: авторское, банковское); - ряд отраслей права совпадает с отраслью законодательства (например: сельскохозяйственное, придоохранительное).  
нет и в принципе не могут быть межотраслевые образования   как следствие - существуют комплексные отраслевые образования (атомное, туристическое, морское и т.п. право)  
классификационные критерии  
важнейшими являются предмет и методы правового регулирования, ориентированные на типичные, однородные отношения   главенствующим является та или иная отрасль государственной деятельности, область общественной жизни (социальное страхование, капитальное строительство, народное образование и т.п.)  
по функциональной роли  
более стабильна   более подвижна: по существу - это  
    непрерывный процесс  
погрешности и ошибки  
практически гарантирует свободу системы права от случайностей и погрешностей, ибо глубоко воплощает волевое единство права; нет необходимости в систематизации   нельзя исключать противоречия, неясности в отдельных статьях нормативно-правового акта; есть необходимость в систематизации  

Кроме того, именно к системе законодательства относится принцип примата (от лат. primatus - первенство, преимущество, главенство) международного права, чьи «общепризнанные принципы и нормы» признаются действующей Конституцией Российской Федерации «составной частью ее правовой системы» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Имея представление о системе юридических наук, о системе права и системе законодательства, можно обрисовать их соотношение.

Верно то, что им присущи общие черты, тесная взаимосвязь: • все три системы принадлежат к области права, правовой жизни, к одной из самых важных сфер человеческой деятельности;

• являются составными частями национальной правовой системы, элементами правовой культуры;

• они показатели уровня цивилизации, достигнутого обществом;

• содействуют - каждая по-своему - укреплению законности, упрочнению правопорядка, повышению уровня безопасности общества;

• способствуют в той или иной степени — повышению эффективности общественного производства, укреплению «управленческой вертикали», упрочнению социальных связей, устранению кризисных явлений в обществе.

Вместе с тем, все три указанные системы вполне определенно отличаются друг от друга:

• система юридических наук - это совокупность знаний, система права - норм, система законодательства - статей;

• система наук своими субъективными основами (результат деятельности ученых) - ближе к системе законодательства (результат деятельности законодателя), чем к системе права, складывающейся более объективно;

• разумные, идейные основания роднят систему наук с системой права, однако юриспруденция имеет свои подходы к изучению права: фундаментальные, отраслевые, специальные науки, может делить их на циклы (группы): государственно-правовые, цивилистические, административно-правовые, криминалистические, процессуальные циклы (группы) наук;

• система законодательства «доставляет» эмпирический материал для системы юридических наук, та, в свою очередь, снабжает законодателя открытыми наукой закономерностями, установленными принципами;

• модификация отрасли законодательства является толчком к формированию соответствующей отрасли права и к углубленному ее изучению юриспруденцией;

• объективное научное знание (система наук) и четкое осознание права как меры свободы на конкретном этапе динамического равновесия между частным интересом и общественной потребностью (система права) помогает содержать систему законодательства в надлежащем порядке и осуществлять ее качественную систематизацию.