Анамнестические сведения
В связи с увеличением количества детей с отклонениями в развитии возникла необходимость организации специальных консультативных центров, осуществляющих обследование таких детей, а также дошкольных учреждений, в которых дети могут получить квалифицированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь. В настоящее время возросло число детей со сложной структурой дефекта (сочетанием различных компонентов зрительных, слуховых, речевых, моторных, интеллектуальных, эмоциональных и других расстройств). Особенно сложна в детском возрасте диагностика отклонений в развитии, когда структуры нервной системы еще не полностью сформированы, а симптоматика нерезко очерчена.
Для решения вопроса о состоянии здоровья ребенка и выявлении причин отклонения в развитии необходимо провести беседу с родителями и составить анамнез. Анамнестические данные по определенной схеме может собрать врач или педагог-дефектолог, работающий совместно с врачом. При собеседовании с родителями необходимо установить доверительные отношения, чтобы получить достоверные сведения о состоянии здоровья ребенка, самих родителей и их ближайших родственников.
Беседа с родителями начинается со сбора жалоб, которые могут охватывать различные стороны жизни и деятельности ребенка. Так, в раннем возрасте родителей больше беспокоят вопросы психомоторного и речевого развития (неусидчивость, медленное и плохое развитие речи, общей моторики), частые инфекции, судорожные приступы. В предшкольном — задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др. В школьном возрасте основные жалобы сводятся к затруднениям в школьном обучении, плохой памяти, неусидчивости, невнимательности и т.д.
1.Сбор анамнестических данных начинается со знакомства с социальным статусом родителей ребенка:
• учитывается их возраст;
• профессия, место работы в период ожидания потомства;
• особенности домашнего уклада;
• количество членов семьи (полная ли семья);
• кто и как воспитывает ребенка; жилищные условия и др.
Эта часть беседы оформляется как паспортная.
2.Переходя непосредственно к составлению истории болезни и сбору анамнеза, врач интересуется состоянием здоровья родителей (отдельно отца и матери) в настоящее время и в более молодые годы с целью выяснения, не страдали ли они теми же болезненными состояниями, которые наблюдаются в данное время у их ребенка.
По ходу беседы выясняется состояние здоровья ближайших родственников: братьев и сестер, их детей, бабушек и дедушек. Расспрашивают о наличии хронических заболеваний в семье (ревматизма, туберкулеза, бронхиальной астмы и др.), о злоупотреблении алкоголем, никотином, лекарственными препаратами и т. д.
3.Сбор анамнестических данных о ребенке необходимо начать со следующих вопросов, касающихся состояния здоровья матери:
• от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли желанной беременность;
• не употребляла ли мать в это время противозачаточные средства, лекарственные препараты.
Каждый вопрос, задаваемый родителям, имеет большое значение для понимания возможного этиологического фактора болезни. Например:
• выяснение здоровья матери, отца и их родственников может указать на наследственную предрасположенность к возникновению заболевания;
• выяснение причин абортов может помочь оценить состояние эндокринной системы матери (неразвивающийся плод) или домашнюю ситуацию, при которой ребенок является нежелательным;
• уточнение времени между предыдущей беременностью и настоящей, особенно в случаях хирургического вмешательства, необходимо для того, чтобы оценить условия, в которых происходило развитие плода;
• хирургические вмешательства (в том числе частые аборты), воспалительные процессы в слизистой матки нарушают функцию ворсинчатого эпителия, которые приводят к формированию плаценты на патологической основе, нарушая процесс внутриутробного развития плода.
4.При опросе матери о течении беременности обследуемым ребенком необходимо уточнить состояние ее здоровья в это время:
• инфекции, интоксикации, травмы, в том числе психические, операции;
• употребление лекарственных препаратов, никотина, алкогольных напитков и др.
Различные заболевания матери оказывают влияние на развивающийся плод, который всегда реагирует диффузно (недоразвитием или задержкой развития отдельных структур). Если мать подвергалась воздействию какого-либо из перечисленных факторов, важно знать, в каком триместре беременности это происходило:
• так как в первые три месяца внутриутробного развития идет закладка органов и тканей, становится понятным, что заболевания в этот период могли привести к порокам развития;
• в последующие месяцы, когда идет совершенствование структур органов и тканей всего организма и нервной системы, возможно возникновение несформированности этих органов или задержка в развитии структур нервной системы.
5. Очень важно при опросе матери получить сведения о периоде родовой деятельности:
• сроки родов (досрочно, своевременно, перенос);
• длительности родов (быстрые или затяжные);
• оказание акушерской помощи (вакуум, щипцы, кесарево сечение).
А также сведения о наличии послеродовых осложнений у ребенка. В частности, при асфиксии выяснить длительность периода оживления и его способы.
6. Дальнейшие вопросы касаются оценки состояний ребенка после рождения по шкале Апгар. Уточняют массу и длину тела при рождении и состояние ребенка в период новорожденности (на какой день приложили к груди, как сосал грудь и т. п.).
7. В последующих вопросах уточняется физическое и психомоторное развитие ребенка в первый год жизни:
• не было ли срыгивания, рвоты, кишечных расстройств;
• как прибавлял в весе; был ли спокойным или крикливым;
• когда начал держать голову и сидеть;
• какие заболевания перенес.
8. Если ребенку менее трех лет, интересуются этапами дальнейшего физического, психомоторного, речевого и психического развития ребенка и уточняется степень подготовки его к посещению детского сада:
• перенесенные инфекционные болезни, вакцинации;
• особенность игрового процесса;
• интерес к общению с детьми;
• формирование элементов опрятности, самообслуживания и т. п.
9. Если ребенок старше трех лет, интересуются особенностями дальнейшего психомоторного и речевого развития:
• контактами с детьми и персоналом детского учреждения;
• условиями воспитания в детском учреждении и дома;
• формирования игрового процесса;
• интересом к прослушиванию сказок;
• запоминанием стихов; умением рисовать;
• восприятием пространства и времени;
• знанием основ грамоты и т. п.
10. Другая часть анамнеза посвящена заболеванию, по поводу которого мать обратилась к специалистам:
• уточняют перенесенные ребенком заболевания, их течение и осложнения;
• время возникновения отклонений; изменения поведения, судороги, ухудшение памяти, речевые расстройства;
• какие меры принимались в семье для улучшения общего состояния ребенка: обращения к специалистам, методы лечения, педагогические рекомендации и т. д.;
• в каких случаях отмечалось улучшение или ухудшение состояния ребенка.