Валютная политика: понятие и формы

 

Важную роль в интегрировании стран в мировую экономику играет национальная валютная политика. Национальная валютная политика — это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных, кредитных и других экономических отношений, которые нацелены на поддержание стабильного курса национальной валюты, поддержание положительного сальдо платежного баланса и формирование достаточных золотовалютных резервов.

В то же время валютная политика подчинена решению задач экономической политики макроэкономического характера, включая обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание роста инфляции и безработицы

Формирование валютной политики в соответствии с меняющимися условиями интегрирования стран в мировую экономику позволяет использовать ее для повышения конкурентоспособности страны в глобальной экономике и эффективного взаимодействия с другими странами мира и мировым сообществом в целом. Именно поэтому валютная политика России формируется с учетом необходимости решения ключевой задачи развития российской экономики в ближайшие десятилетия — модернизации российской промышленности

Как правило, валютная политика отражает принципы взаимодействия данной страны с другими странами мира и мировым сообществом. Она может строиться на принципах сотрудничества или конфронтации, партнерства или вмешательства в дела более слабых
стран. Зачастую именно валютная политика используется для подчинения экономики одних стран другими. Направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Юридически валютная политика оформляется в рамках национального валютного законодательства, международных норм и двусторонних и многосторонних соглашений.

На практике валютная политика реализуется через определенные инструменты, которые призваны комплексно реализовать меры государственной политики в области внешнеэкономической деятельности. С этой точки зрения валютная политика реализуется
на нескольких уровнях: на микроэкономическом уровне — через деятельность предприятий и корпораций, национальных и транснациональных банков, населения; на макроуровне — через деятельность общенациональных структур (министерство финансов, центральный банк, комитет таможенного контроля, органы валютного контроля); на международном уровне — через деятельность международных валютно-кредитных организаций: МВФ, Европейского центрального банка и пр. С середины 1970-х гг. в согласовании валютной политики стран важную роль играют регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников.

Одна из первых встреч в верхах состоялась в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием шести ведущих стран мира, а с 1976 г. начались встречи «семерки» (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада). В 1997 г. в Денвере впервые встал вопрос о «Большой восьмерке», т.е. об участии России в заседаниях этого элитарного клуба. Активная позиция России по вопросам стабилизации мировой валютной системы и разработке комплекса мер по выходу из мирового финансового кризиса 2007—2008 гг. была изложена на саммитах «Большой двадцатки» в 2009—2012 гг. Национальная валютная политика России ориентирована на достижение этих целей с использованием рыночных и экономических форм регулирования, дополняющих друг друга.

Направления и формы валютной политики определяются экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. В зависимости от целей, задач и методов проведения валютная политика подразделяется на структурную и текущую валютную политику.

Структурная валютная политика реализуется в форме валютных реформ, направленных на решение долгосрочных макроэкономических задач экономической политики страны, укрепления статуса национальной валюты и повышения эффективности внешнеторговой политики.

Текущая валютная политика осуществляется в форме мер оперативного регулирования валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка в интересах развития национальной экономики.

В мировой практике накоплен большой опыт реализации валютной политики путем использования таких ее форм как девизная политика, дисконтная (учетная) политика, регулирование обменного курса валюты на основе его девальвации и ревальвации, двойной валютный рынок, диверсификация официальных золотовалютных резервов (рис. 3.1).

 

Формы валютной политики Диверсификация валютных резервов

 

Рис. 3.1. Формы валютной политики

 

В современных условиях методом воздействия на курс национальной валюты продолжает оставаться девизная политика, заключающаяся в покупке и продаже центральными банками иностранной валюты в форме валютной интервенции.

Обязательным условием осуществления валютной интервенции является значительный объем официальных золотовалютных резервов. С этой целью центральные банки стран осуществляют покупку валютных ресурсов как на внутреннем валютном рынке, принимая участие в торгах валютных бирж, так и используя краткосрочные взаимные кредиты с центральными банками других стран, зачастую на основе межбанковских соглашений своп, т.е. о взаимном обмене национальными валютами с обязательством обратного обмена через 3 месяца[4].

И случае, если валютных резервов недостаточно, монетарные власти вынуждены принимать меры рестриктивного характера по отношению к участникам валютного рынка, устанавливая обязательные нормы отчисления валютной выручки для всех экспортеров, вводя определенный порядок продажи валютной выручки на бирже, ограничивая лимит открытой валютной позиции, устанавливая различною рода валютные ограничения.

Валютные интервенции решают ряд важных задач:

- сглаживания значительных колебаний валютных курсов;

- купирования атаки на национальную денежную единицу;

- нейтрализации пиковых валютных колебаний, если они превышают определенное допустимое значение;

- изменения сложившегося тренда на валютном рынке.

Необходимость в проведении валютных интервенций зачастую определяются не столько абсолютной динамикой курса национальной валюты, сколько динамикой относительных показателей состоянии денежной системы, а также динамикой реального курса валют.

Выбор способа проведения интервенции связан с проблемой эффективности. Появление в 1990-е гг. большого ассортимента финансовых инструментов сделало возможным перекладывание расходов по проведению интервенций на население и корпорации. Сущecтвование финансового рынка государственных обязательств позволяет использовать политику финансовой стерилизации.

Традиционный метод регулирования валютного курса с помощью интервенций в сочетании со стерилизацией, состоит в совмещении каждой продажи активов, номинированных в иностранной валюте, на внешнем валютном рынке с равной по величине закупной на открытом рынке ценных бумаг внутри страны и, соответственно, совмещении каждой закупки на внешнем рынке с равной по величине продажей на рынке внутреннем.

Однако валютная политика на основе «стерильных» интервенций имеет и недостатки. Обычно во время кризиса одним из первых страдает финансовый рынок, поэтому политика стерилизации не может быть эффективно использована, более того, монетарные власти страны должны проводить предупреждающие меры по очень интенсивному оттоку иностранных инвестиций, размещенных в краткосрочных государственных обязательствах.

Одной из форм валютной политики является учетная (дисконтная) политика, основанная на изменении процентной ставки, по которой учитываются векселя. По сложившейся мировой практике при продаже векселя до наступления срока платежа, т.е. учитывая его в банке, владелец векселя получит сумму с удержанием определенного процента, т.е. дисконта. Если коммерческий банк не в состоянии финансировать вексель целиком из своих средств, го существует возможность предложить первоклассные векселя центральному банку, который переучтет их и уплатит коммерческому банку не полную сумму, указанную на векселе, а с учетом удержания учетной ставки[5].

В отличие от учетной политики в России и ряде стран Восточной и Центральной Европы используется политика рефинансирования, которая выступает в качестве инструмента кредитно-денежного регулирования. Изменение уровня процентной ставки может влиять на перелив капиталов из реального сектора на валютный рынок или рынок ценных бумаг, ее регулирование косвенным образом воздействует на валютный курс, а также сдерживает инфляционный процесс.

Вместе с тем, труднопрогнозируемые темпы инфляции, слабая финансовая дисциплина в странах Восточной Европы являются причинами тенденции к завышенным ставкам рефинансирования, которые ведут к росту стоимости кредитов банков и в результате к более высокому уровню инфляции. Ориентируясь на ставку рефинансирования, коммерческие банки устанавливают настолько высокие процентные ставки по кредитам, что они не могут интересовать промышленные предприятия.

Маневрирование процентной ставкой в странах с развитой экономикой используется для поддержания макроэкономического равновесия. Так, для торможения развития конъюнктуры используется повышение учетной ставки, а при замедлении экономического роста производится ее снижение. Однако такая схема может не действовать, под влиянием учетной политики других стран, что многократно доказано практикой. Иногда достаточно заявления монетарных властей одной из ведущих стран мира, например, ФРС США о намерении в ближайшем будущем изменить уровень процентной ставки. Это сразу же приводит к реакции на фондовом и денежном рынках стран, тесно связанных с США и между собой внешнеэкономическими связями.

И качестве формы валютной политики используется девальвация национальной валюты, которая проявляется в снижении ее официального курса по отношению к иностранным твердым валютам. Следствием снижения курса национальной валюты является получение экспортерами дополнительной выгоды в результате обмена экспортной валютной выручки на больниц объем национальной валюты, а для импортеров — возможные утечки, поскольку для них становится дороже покупка иностранной валюты для осуществления платежа.

В условиях плавающих валютных курсов ежедневное повышение или понижение курса валют стало регулярным явлением, отражающим не политику данной страны, а сложившуюся конъюнктуру на мировом валютном рынке под воздействием операций наиболее крупных игроков. Понятие «девальвация» валюты отражает достаточно длительную тенденцию снижения рыночного курса валюты к валютам основных экономических партнеров.

Используя диверсификацию валютных резервов как форму валютной политики, страны осуществляют регулирование структуры официальных золотовалютных резервов путем замещения менее устойчивых валют более стабильными валютами с целью защиты от валютных потерь и обесценения международных обязательств. Так, с учетом последствий современного мирового финансового кризиса и в результате снижения доверия к доллару как ведущей мировой валюте, наметилась тенденция снижения доли доллара в мировых валютных резервах с 71% в 1999 г. до 61,4% в 2010 г. и в валютной корзине СДР с 44% в 2005 г. до 41,9% в 2011—2015 гг: при увеличении доли евро с 17,9% в 1999 г. до 24,4% в 2005 г; и до 25,4% в 2010 г. Однако долговой кризис, который поразил экономику Греции, Испании, Италии и Португалии снизил доверие к единой валюте — евро — и привел к уменьшению ее доли в валютных резервах государств за 2011 г. на 0,4 процентных пункта, до 25%.[6]

При формировании структуры валютных резервов могут учитываться такие факторы как доходность активов, выраженных в данных валютах, степень их ликвидности.

Одной из форм валютной политики, которая использовалась отдельными странами, является политика двойного валютного рынка, в рамках которой устанавливаются отличающиеся валютные курсы по текущим операциям и операциям, связанным с движением капитала. Примером является поддержание заниженного официального курса по операциям, обслуживающим международные расчеты за товары и услуги, и рыночного курса по операциям с ценными бумагами в Бельгии, Италии и Франции в 1970-е гг. Такое различие в регулировании валютных курсов по основным видам операций должно было не только снижать расходование валютных резервов на поддержание стабильности курсов валют, но и сдерживать отток капиталов за рубеж. В начале 1990-х гг. в России также была использована система множественности валютных курсов.

 

3.2. Валютное регулирование: сущность, значение, факторы и тенденции развития

 

Важной формой реализации валютной политики является валютное регулирование, которое предполагает осуществление комплекса законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленных на установление порядка проведения операций с валютой и валютными ценностями и включения страны в мировой валютный рынок.

И условиях либерализации мировой экономики возрастает роль валютного регулирования, которое является важным связующим ми ном национального валютного рынка с мировым, позволяя им сохранить дефициты платежных балансов, создавать условия для развития экспорта и инвестиционных процессов с позиций урегулирования противоречий внутренних и внешних приоритетов экономической политики.

В этих целях формируется правовое регулирование отношении по использованию иностранной валюты при осуществлении международных расчетов. Вместе с валютным контролем валютное регулирование направлено на поддержание устойчивости курса национальной валюты и денежного обращения, формирование золотовалютных резервов и инвестиционного потенциала страны.

Зарубежный опыт валютного регулирования подтверждает, что либерализация валютного регулирования происходит постепенно с целью, с одной стороны, снижения издержек на осуществление валютных операций для участников внешнеэкономической деятельности, с другой — противодействия утечке валюты и капитала за рубеж.

Для реализации валютного регулирования определяются возможные, формы и степень участия на национальном валютном рынке отечественных и иностранных компаний и физических лиц. Особое внимание уделяется основным принципам осуществления валютных операций, видам валют и валютных ценностей, с которыми осуществляются трансграничные операции, определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владении, пользования и распоряжения валютами на территории данной страны, полномочия и функции органов, осуществляющих валютного регулирования и валютный контроль. Мировая практика показывает, что к органам валютного регулирования относятся органы, разрабатывающие и определяющие валютную политику, включая Центральные банки, министерство финансов и в отдельных случаях специальные структуры, созданные с этой целью. Например, в Великобритании в этих целях был создан Департамент по контролю за экспортом в составе Министерства торговли и промышленности. .

В число инструментов, с помощью которых осуществляется валютное регулирование, входят:

- административные меры, включающие законодательные oграничения и даже запреты в сфере валютных отношений;

- рыночные инструменты, которые используют регулирующие органы для достижения целей валютной политики, включающие достижение стабильности валютного курса, выравнивания сальдо платежного баланса, формирования достаточного объема золотовалютных резервов.

Использование в целях валютного регулирования ограничений по текущим операциям платежного баланса включает следующие меры:

- продажу валютной выручки уполномоченным банкам по курсу, установленному регулирующими органами;

- ограничения и (или) запрет ввоза и вывоза валютных ценностей без специальных разрешений;

- ограничения прав физических лиц на использование иностранной валюты, осуществление валютных переводов и платежей за рубеж;

- установление лимита обмена национальной валюты на иностранную.

В международной практике наряду с ограничениями по текущим операциям используется широкий круг ограничений по операциям, связанным с движением капитала. Только в начале 1990-х гг. такие страны с развитыми валютными и финансовыми рыками как Италия, Франция осуществили полную либерализацию валютных рынков. В то же время многие страны с развивающимися рынками сохранили ряд валютных ограничений.

Валютные ограничения — это отдельные меры финансово-правовре регулирования или их комплекс, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которого являются национальные и иностранные валютные и финансовые активы.

В их число входят:

- обязательное получение разрешения регулирующих органон на привлечение внешних займов;

- контроль над вывозом капитала и иностранными инвестициями;

- депонирование части полученных заемщиками привлеченных ресурсов на специальных счетах в центральном банке.

Эти и другие ограничения могут вводиться по отдельности или сразу все меры вместе в зависимости от необходимости ужесточения или либерализации валютной политики.

В международной практике довольно широко использовались государственные валютные ограничения как в развитых, так и в развивающихся странах, при этом соотношение административных и рыночных мер валютного регулирования менялось в соответствии с изменением экономической ситуации в стране. К числу таких ограничений относится порядок обязательной репатриации экспортной валютной выручки и порядок ее продажи, открытия счетов за рубежом, займы и кредиты в иностранной валюте, операции с ценными бумагами. Так, например, порядок обязательной продажи экспортной выручки использовался в 1992г. Эстонией, но в 1993 г. был уже отменен. Требование репатриации валютной выручки экспортерам вводили Болгария, Польша, Румыния, Россия, Чехия и другие страны.

Практика развитых стран свидетельствует о постепенном отказе от использования этой формы валютного регулирования ни мере улучшения состояния национальной экономики и перехода к рыночным принципам регулирования валютных отношений.

 

3.3. Регулирование валютного курса и конвертируемости валют

 

В целях валютного регулирования центральные банки используют регулирование обменного курса национальной валюты к иностранным валютам. В соответствии со ст. IV Соглашения МВФ выделяют следующие основные группы курсовых режимов:

1. фиксированный (Fixed), с разновидностями:

- привязанный (Peg),

- паритетный курс (Par),

2. фиксированная привязка (Fixedpeg), с разновидностями

- регулируемая привязка,

- привязка к валютной корзине (Adjustable peg),

3. плавающий курс (Floating) с такими разновидностями

- регулируемое плавание (Managedfloat),

- свободно плавающий курс (Freely floating).

Однако в международной практике регулирования режима валютного курса используется много иных разновидностей регулирования, таких как валютный совет или валютное управление, установление валютного коридора (Band) или целевой валютной зоны (Target zone). В условиях высокой инфляции и значительного и быстрого обесценения национальной валюты существует практика использования чужой валюты вместо национальной, т.е. долларизация. Этот процесс может происходить в рамках политики противодействия и сдерживания роста инфляции. Известно, что ряд стран добровольно отказались от своих валют и выбрали американский доллар. Отдельные страны используют доллар наряду с национальной валютой.

В условиях отхода от принципов Бреттон-Вудской валютной системы, характерной особенностью которой являлся фиксированный валютный курс, страны получили возможность выбора режима валютного курса. Тем не менее, следуя принципам Ямайской валютной системы, наряду с гибким регулированием режима валютного курса, страны сохранили возможность использования режима фиксированного валютного курса.

Использование фиксированного валютного курса обладает таким важным достоинством, как его предсказуемость для обеспечения стабильных условий хозяйственной деятельности, для устранения валютных спекуляций и управления валютными рисками, для ограничения импорта инфляции, который возможен при резком снижении курса национальной валюты. Однако в условиях глобализации мировой экономики, при режиме фиксированного валютного курса возможны шоки от непредсказуемых переливов трансграничных финансовых потоков. Поскольку фиксированный кура предполагает жесткую привязку денежной массы страны к объему ее международных резервов, то при увеличении или сокращении официальных резервов автоматически происходит изменение объема денежного предложения.

Мировой опыт свидетельствует, что твердый фиксированный валютный курс к курсу наиболее значимых в международных расчетах валют используют развивающиеся страны или страны с переходной экономикой. Вполне допустимым считается, если фиксация устанавливается в определенных границах, т.е. возникает ограниченно гибкий курс к одной валюте. Разновидностью ограниченно гибкого курса является установленная временная целевая зона (оптимальная валютная зона), т.е. параметр, к которому необходимо стремиться.

Система плавающего валютного курса, учитывая ее плюсы и минусы, наиболее приемлема для стран, которые способны поддерживать стабильность своей валюты без применения специальных валютных механизмов (табл. 3.1).

Таблица 3.1.

Положительные и отрицательные стороны фиксированных
и плавающих режимов валютных курсов

 

Фиксированные обменные курсы Плавающие обменные курсы
Плюсы Минусы Плюсы Минусы
Создает предсказуемые условия для участников экономической политики при тесной связи с валютной политикой Не защищают от внешних шоков и требуют согласования экономической политики с другими странами Гибкие валютные курсы автоматически корректируются таким образом, что в конечном счете исчезают дефициты платежных балансов Неопределенность в изменении валютного курса ведет к сокращению торговли и к свертыванию внешнеэкономической деятельности
Дисциплинирует цены в стране при стабильности валюты – «якоря» Государство берет на себя обязанность поддерживать валютный курс и обеспечивать необходимый объем золото-валютных резервов Государство не берет на себя обязательств по поддержанию валютного курса Свободное колебание валютных курсов может оказывать депрессивное воздействие на национальное производство, ограничивать процесс импортозамещения и способствовать инфляции
Сдерживает дестабилизирующие спекуляции атаки на валюту В случае дефицита платежного баланса уменьшается объем золотовалютных резервов, что затрудняет поддержание установленного курса Обеспечивает относительную стабильность экономики при внешних шоках Условия торговли страны могут ухудшаться при падении международной стоимости валюты
Ограничивает расходование золотовалютных резервов на валютные интервенции по поддержанию курса национальной валюты Государство должно осуществлять меры валютного контроля, чтобы не допустить кризис платежного баланса Государство проводит политику либерализации валютного рынка С точки зрения государственного регулирования может затрудниться использование налоговой и денежной политики, поддержания стабильности цен
Способствует стабильности цен в мировой экономике и создает условия для роста мировой торговли и международных инвестиций     Создаются предпосылки для спекуляций, дестабилизирующих курс национальной валюты

 

К числу стран, которые используют плавающий валютный курс; относятся, как правило, промышленно развитые страны и крупные развивающиеся страны, имеющие относительно развитые финансовые системы.

При установлении пределов колебаний курса национальной валюты устанавливается режим валютного коридора и учитывается возможность его поддержания. Чем шире валютный коридор, тем больше свобода маневра в макроэкономической сфере и тем реже возникает необходимость изменения его параметров. В случае, если валютный коридор имеет узкие пределы колебания курса, то необходима жесткая государственная политика для его поддержания. Установление валютного коридора может рассматриваться как модификация стратегии целевой зоны, которую государство обязуется поддерживать.

При изменении валютного коридора не обязательно пересматриваются оба предела, в отдельных случаях возможна твердая фиксация, как правило, нижней границы, при изменении верхнего предела колебаний, как это было, например, в Мексике. Иногда валютный коридор устанавливается по отношению к центральному паритету, который может пересматриваться через определенный период времени в связи с истощением валютных резервов или их увеличением. Поскольку центральный паритет как бы ползет, то такой механизм установления валютного курса называется «ползущей фиксацией», Например, в Чили изменение центрального паритета в начале 1990-х гг. объявлялось ежемесячно, а процент изменения вычислялся как разность темпа инфляции в предыдущем месяце и прогнозируемой инфляции на ближайший год. Ползущая фиксация валютного курса придает валютному рынку некоторую определенность, позволяет избежать резких спекулятивных атак на валютный курс и вносит элемент дисциплины в денежное хозяйство. Однако эта политика неприемлема, если макроэкономические показатели требуют изменений валютного курса, например, в случае необходимости оказать поддержку национальным экспорт ш и тральный банк берет на себя обязанность направлять колебания ми потного курса на основе валютной интервенции.

И начале XXI в. число стран, использующих промежуточные механизмы сократилось, тогда как гибкие режимы получили развитие.

Как разновидность фиксированного валютного курса используется «валютное управление» (currency board), или политика «валютною совета». В этом случае валютная политика монетарных властей направлена на поддержание фиксированного курса национальной валюты по отношению к иностранной ключевой валюте.

Важным условием валютного управления является высокий уровень золотовалютных резервов, обеспечивающий надежность эмитируемой валюты, уменьшение дефицита государственного бюджета за счет сокращения государственных расходов и увеличения налогов.

Частичная обратимость валюты находится в зависимости от существующих в стране валютных ограничений, когда на определенные направления внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории участников валютного рынка режим конвертируемости не распространяется, или же, когда устанавливаются определенные ограничения по валютным операциям с определенными странами, их объединениями, или же регионами.

Как показывает мировой опыт, страны с развитой рыночной экономикой при восстановлении обратимости своих валют начинали с внешней ее конвертируемости. В этом случае право осуществлять свободный обмен денег данной страны для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами предоставляется только нерезидентам (иностранным гражданам или иностранным фирмам), а резиденты данной страны (ее граждане и предприятия, зарегистрированные по законодательству данной страны) этим правом не обладают.

Именно такой «западный путь» избрали страны (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), взявшие курс на формирование Европейского экономического сообщества. Начав в 1958 г. с разрешения иностранным держателям местных валют беспрепятственно обменивать их на доллары для совершения текущих; операций западноевропейские страны ввели внешнюю обратимость своих валют. И только через два года этот режим был распространен на национальных держателей валюты, и была установлена внутренняя их обратимость.

Внутренняя обратимость валют дает право гражданам и организациям данной страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений, а нерезиденты этим правом не располагают. Несмотря на то, что следствием внутренней обратимости валюты является создание «комфортных» условий для бегства накоплений населения и предприятий за границу, которое усиливается с ростом инфляции и при неблагоприятном инвестиционном климате, некоторые страны с переходной экономикой при осуществлении рыночных реформ выбрали введение внутренней конвертируемости валют.

Наряду с различием в деталях переход к внутренней обратимости валют в странах Восточной Европы был нацелен в первую очередь на развитие внутреннего товарного рынка, способствовал созданию конкурентной среды и обеспечил широкий доступ к импортным товарам. Отдельные страны (например, Болгария, Чехия, Польша, Россия) осуществили «шоковый» переход к внутренней конвертируемости одновременно с либерализацией цен, а другие начали с накопления официальных валютных резервов, улучшения структуры и итогов торгового баланса, а затем перешли к отмене валютных ограничений на текущие операции, как например, Венгрия, Румыния. Большинство стран Центральной и Восточной Европы, а также страны Балтии, Армения, Грузия, Молдавия, Киргизия, Россия к середине 1990-х гг. подписали ст. VIII Устава МВФ и формально ввели конвертируемость валюты по текущим операциям платежного баланса.

Переход к обратимости валют по текущим операциям платежного баланса происходит при сохранении многими странами валютных ограничений на свободное движение капиталов. Несмотря на прими то в 1976—1978 гг. поправку к ст. IV Устава МВФ, которая зафиксировала необходимость обеспечения свободного движения капиталов, многие страны продолжают сохранять очень широкий круг валютных ограничений. Более того, целый ряд стран, например, Боливия, Венесуэла, Чили, Эквадор, а также Греция, Кипр, Пакистан и многие другие при формальном присоединении к требований ст. VIII Устава МВФ не отказались от валютных огранивший но отдельным видам текущих операций и по сути сохраняют формальную обратимость своих валют.

Требования МВФ и Всемирной торговой организации (ВТО) отменять все валютные ограничения и открыть рынки финансовых услуг для свободной конкуренции предполагает введение полной конвертируемости валют. Это означает отмену валютных ограничений не не только при платежах по текущим операциям платежного баланса, мм и но операциям, связанным с заграничными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов.

При режиме полной обратимости все владельцы валюты имеют возможность использовать эти средства на любые цели в стране.

С переходом к Ямайской валютной системе понятия «обращения валюты» и «конвертируемость валюты» были заменены в Уставе МВФ новым понятием «свободно используемая валюта», т.е. применяемая широко в международных расчетах, операциях на мировых валютных рынках, и участвующая в развитии рынка услуг, в том числе и финансовых.

 

3.4. Валютный контроль

 

Система валютного регулирования тесно связана с мерами валютного контроля, обеспечивающими устойчивость валютного курса и денежного обращения, проведение обоснованных трансграничных платежей и перемещение капиталов между странами. Меры валютного контроля функционально связаны с национальной и международной валютными системами. Для реализации валютного контроля также как для системы валютного регулирования разрабатывается нормативно-правовая база, на основе которой устанавливается порядок контроля за валютными операциями. Стратегической задачей валютного регулирования и валютного контроля является защита национальной экономики от негативного влияния нарушения стабильности в мировой валютной системе, от чрезмерного притока спекулятивных капиталов и предотвращение оттока и бегства капитала за рубеж. Учитывая это, из 187 стран — членов МВФ около 40 продолжают осуществлять контроль за платежами по текущим операциям, и около 130 стран — по капитальным операциям.

Система валютного контроля представляет собой совокупность мер по реализации порядка перемещения различных форм валютных ценностей между странами, определенного их законодательством. В рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в форме запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими.

В качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно выделить следующие:

- обеспечение экономической безопасности;

- стимулирование развития внешнеэкономических связей;

- формирование валютных резервов стран;

- выполнение международных обязательств стран.

Для исполнения таких мер создается механизм валютного контроля за внешнеэкономической деятельностью, который определяет формы и методы контрольной деятельности, а также формируются специальные органы, участвующие в процессе валютного контроля, которые меняются с направлениями валютной политики. К органам валютного контроля, как правило, относятся центральные банки стран с уполномоченными ими кредитными учреждениями, как например, в Австрии, Германии, где выделен специальный круг банков, через которые проводятся валютные операции. В России основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации (Банк России), полномочия которого в этой области определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Наряду с Банком России к органам валютного контроля относится Правительство РФ, Минфин России, ФНС России, Государственный таможенный комитет РФ. В качестве агентов валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля.

Однако полномочия центральных банков зависят от степени их независимости от правительств. В странах, где центральный банк находится в определенном подчинении министерству финансов, он реализует ту валютную политику, которую разработало правительство, как например, Национальный банк Венгрии. Осуществление валютного регулирования и валютного контроля является прерогативой Министерства финансов Венгрии, которое осуществляет эти функции через Национальный банк Венгрии. В некоторых страна существуют специализированные регулирующие органы, как например, в Испании, где валютный контроль, также как и валютное регулирование осуществляет Генеральный директорат внешних операций Министерства экономики и финансов и Банк Испании.

Круг мероприятий валютного контроля и валютных ограничении и странах с развитыми рынками постоянно сокращается. Уже в начале 1960-х гг. валютные ограничения по всем видам международных операций начали ослабевать. При этом одновременно происходило ужесточение контроля по таким текущим сделкам как фрахт, туризм, по операциям движения капитала, которые проводились в рамках стабилизационных программ 1961—1965 гг., а в 1968 г. были лимитированы все операции, связанные с экспортом капитала, особенно частного. С конца 1980-х гг. в странах Европейского союза, США и Японии сняты почти все валютные ограничения и не осуществляется валютный контроль за проведением валютных операций, а регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется на основе частичного лицензирования экспортно-импортных операций и таможенного регулирования.

 

3.5. Валютное регулирование и валютный контроль в современной России

 

Формирование и совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля происходило в процессе либерализации внешнеэкономической деятельности России и ее интеграции в глобальную экономику.

В России проведением международных расчетов по экспортным; импортным и неторговым операциям с зарубежными странами занимаются уполномоченные коммерческие банки. К их числу относятся кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России; осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Банка России филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Нормативно-правовой основой для осуществления международных расчетов наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном контроле), в который за последнее время было внесено много изменений, отражающих либерализацию регулирования внешнеэкономической деятельности и валютных отношений в России. На основе данного закона осуществляется реализация национальной валютной политики и обеспечивается устойчивость российской валюты — рубля, достигается стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации, а также интеграция российского валютного рынка в мировой валютный рынок и углубление международного экономического сотрудничества.

Закон о валютном контроле устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентом в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Важным этапом в формировании современной системы валютного регулирования и валютного контроля стало введение полной конвертируемости российского рубля и отмена обязательной продажи валютной выручки с 1 июля 2007 г. Порядок обязательной продажи валютной выручки был введен Указом Президента I РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» с 1 января 1992 г. в интересах обеспечения предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для поддержания курса рубля по отношению к иностранным валютам и для пополнения золотовалютных резервов. Эта мера валютных ограничений на основе установления норматива обязательной продажи части валютной выручки менялась 4 раза. Максимальное значение норматива составляло 75%, а минимальное — 10% валютной выручки экспортеров.

Валютное регулирование в России нацелено на реализацию валютной политики, которая как часть денежно-кредитной политики страны проводится Банком России в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». При формировании валютной политики и определении целевых ориентиров Банк России учитывает показатели, обозначенные в программе социального и экономического развития на среднесрочную перспективу, текущие задачи, намеченные в проекте федерального бюджета. Такой подход позволяет своевременно реагировать на меняющуюся конъюнктуру мирового финансового рынка, своевременно принимать меры, сдерживающие влияние турбулентности в мировой экономике.

В условиях мирового финансового кризиса 2007—2008 гг. валютная политика Банка России сыграла важную роль в сглаживании колебаний курса рубля после его девальвации. Использование в качестве операционного ориентира рублевой стоимости бивалютной корзины, диапазон допустимых значений которой задавался плавающим операционным интервалом, позволило проводить валютные интервенции с целью создания условий для предсказуемое валютного курса. В 2011-2012 гг. в целях повышения гибкости курсообразования Банк России изменял плавающий коридор допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины, что позволило эффективно использовать валютные резервы для поддержании стабильного курса российской валюты.

Насмотря на общую тенденцию либерализации контроля валютных операций и снятия ограничений при осуществлении международных расчетов между резидентами и нерезидентами все же сохраняются некоторые ограничивающие барьеры, которые касаются возврата валютной выручки при экспорте товаров. Это требование не имеет дискриминационного характера, резиденты лишь обязаны обеспечить получение в срок от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, в срок предусмотренный внешнеторговыми контрактами (договорами). Для того чтобы выполнить это требование экспортеры стремятся использовать формы платежей, которые обеспечивают срок возврата (репатриации) валютной выручки при экспорте товаров, начиная с даты пересечения товаром таможенной границы РФ. Срок пересечения таможенной границы импортных товаров, начиная с даты предоплаты (или аванса) резидентом товара не должен превышать срока, оговоренного сторонами в контракте. В то же время Законом о валютном контроле установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ. Нарушение (невыполнение) вышеуказанных требований закона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных в уполномоченных банках (при экспортных операциях) и (или) не возвращенных в Российской Федерации (при импортных операциях). Кроме того, ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусматривает; что за невозврат в контрактные сроки в крупном размере (более 5 млн руб.) из-за границы средств в иностранной валюте возможность привлечения руководителей юридических лиц к уголовной ответственности.

Важным инструментом контроля за движением валютных потоков является предусмотренное Законом о валютном контроле оформление паспорта сделки в уполномоченном банке, на который возлагаются функции агентов валютного контроля. Установленный в 1994 г. порядок открытия паспортов сделок как по экспортным, так и по импортным операциям до сих пор не потерял актуальности, поскольку продолжается отток капитала. Для этого некоторые российские фирмы заключают с иностранными партнерами поддельные контракты, якобы на предоплату которых переводятся средства на зарубежный счет. В результате товар на территорию России так и не приходит, а в уполномоченный банк предоставляется фальшивая таможенная декларация. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), для заключения фиктивных сделок чаще всего предприниматели создают фирмы-однодневки. В настоящее время, по оценкам таможенников, около 70% всех коммерческих организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью, имеют признаки однодневок.

Паспорт сделки (ПС) как документ валютного контроля, содержит необходимые сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт (импорт) товаров и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте РФ. Порядок оформления, переоформления и закрытия паспортов сделок установлен Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортом сделок». Установленный порядок оформления ПС распространяется на вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые ни таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом. Однако этот порядок не распространяется на контракты, общая сумма которых не превышает 50 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Активное участие российских компаний в международном экономическом сотрудничестве с развивающимися странами и вывоз ими капитала предполагает выполнение крупномасштабных долгосрочны у контрактов на поставку и ремонт оборудования, осуществление пусконаладочных работ за рубежом. Важным шагом по пути либерализации валютного законодательства стало разрешение открывать счет за рубежом российским компаниям. Начиная с января 2007 г. открытие таких счетов резидентами происходит в уведомительном порядке с последующим представлением отчетности о движении средств на счете в установленном порядке. Российские предприятия получили возможность открывать счета в иностранной валюте на свое в банке страны сотрудничества для содержания представительства и финансирования затрат в местной валюте, связанных с выплатой заработной платы российским и иностранным специалистам и закупкой материалов на местном рынке.

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенным в Закон о валютном контроле в 2007—2011 гг. российские граждане получили право без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов и об изменении их реквизитов не позднее 1 месяца со дня события по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в области налогов и сборов.

Кроме того, физическим лицам разрешено вывозить из России валюту в сумме, эквивалентной 10 тыс. долл. При этом не нужно подавать втаможню документы, подтверждающие, что вывозимые средства были ранее ввезены, переведены или приобретены в России. Из категории валютных ценностей исключены драгоценные металлы и камни. Перечень ограничивается иностранной валютой и ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте.

С июля 2008 г. дипломатическим представительствам, консульствам, учреждениям и иным официальным представительствам Российской Федерации за рубежом предоставляется право без использования счетов в российских банках осуществлять расчеты в наличной иностранной валюте с представителями или сотрудниками официальных представительств России за рубежом. По мере того как расширяется участие России в международных экономических отношениях и повышается степень открытости российской экономики, происходит постоянное совершенствование российской системы валютного регулирования и валютного контроля.