Техническое использование вентиляторов
Вентиляторы, исходя из назначения обслуживаемого объекта на судах, используются:
- в машинно-котельных отделениях;
- в общесудовых системах вентиляции;
- в системах отопления и кондиционирования воздуха.
Вентиляторы котельных установок служат для форсирования тяги (дымососы) и подачи воздуха, необходимого для сжигания топлива в топках котла. В зависимости от типа и теплонапряженности котельной установки создаваемый вентилятором напор может изменяться от 0,2 до 1,3 м вод. ст.
Вентиляторы, используемые в качестве вдувных и вытяжных систем вентиляции машинных отделений, создают напор от 0,05 до 0,2 м вод. ст.
Вентиляторы, используемые в системах вентиляции грузовых трюмов, развивают напор в пределах от 0,2 до 0,4 м вод. ст.
Режим работы вентиляторов в составе системы вентиляции определяется точкой пересечения их напорных характеристик, в которой имеет место материальный и энергетический баланс. В процессе работы обслуживаемого объекта необходимо изменять подачу.
При этом для ЦВ могут быть использованы следующие способы регулирования: дросселирование потока воздуха на входе и выходе вентилятора (рис. 6, рабочие точки А, А1 А2); изменение частоты вращения приводного двигателя (рис. 7, рабочие точки А1 А2, А3); комбинированные методы (например, изменение частоты вращения + дросселирование, как это показано на рис. 7).
Рис. 6. Регулирование подачи ЦВ путем дросселирования частоты вращения двигателя | Рис. 7. Регулирование подачи ЦВ путем дросселирования и изменением |
В осевых вентиляторах регулирование подачи осуществляется изменением частоты вращения приводного двигателя, поворотом лопастей РК, дросселированием потока. Наиболее экономичным из рассмотренных является способ регулирования подачи вентилятора изменением частоты вращения приводного двигателя. Однако для этого требуется применение приводного двигателя с переменной частотой вращения.