Энергетические параметры вентилятора

Вентиляторы создают небольшие давления, поэтому без особых по­грешностей можно пренебречь сжимаемостью воздуха при рассмотрении в них рабочих процессов. Это позволяет использовать основные положения теории центробежных и осевых машин.

К основным энергетическим параметрам вентиляторов относят: напор

-5

Н, Дж/кг, объемную подачу Q, м/с, массовую подачу G, кг/с, мощность N, Вт, КПД.

Наряду с понятием напор для характеристики работы вентиляторов используется понятие давление , под которым понимается энергия, сооб-

-5

щаемая 1 м перекачиваемого воздуха (газа). Взаимосвязь между напором

-5

и давлением определяется зависимостью Р = рН, Дж/м (или Па).

Давление вентилятора представляет сумму статического Рст и динамиче­ского Рдин давлений

Здесь последний член pgz по сравнению с двумя предыдущими члена­ми мал, поэтому им обычно пренебрегают.

Мощность вентилятора - это энергия, подводимая к вентилятору от приводного двигателя в единицу времени, Вт:

Часть этой энергии теряется в вентиляторе в виде потерь NnOT , Вт. Полезной мощность вентилятора Nn, Вт, называется приращение энергии воздуха в единицу времени:

-5

где Q - объемная производительность вентилятора, м/с; G - массовая производительность вентилятора, кг/с; Р - давление вентилятора, Па;

-5

р - плотность газа, кг/м .

Коэффициент полезного действия. КПД вентилятора - это отношение

полезной мощности к затраченной:

Общий КПД вентилятора определяется по формуле

где ηг = ( 0,6 - 0,9 ) - аэродинамический КПД, который зависит от формы лопасти РК. При лопастях, загнутых назад, он составляет (0,7-0,9), при ра­диальных лопастях - (0,65-0,8), при загнутых вперед - (0,6-0,75);

Ттp = ( 0,7 - 0,95 ) - КПД, учитывающий потери мощности на трение боковых стенок РК о воздух и на приведение в движение воздуха, который просачивается через зазоры;

Тмех = ( 0,9- 0,95 ) - механический КПД, учитывающий потери мощ­ности в опорах вала вентилятора и в редукторе.

Для ЦВ целесообразно использовать РК с лопастями, загнутыми назад. Они обеспечивают более высокий КПД и снижение шума при работе, хотя ЦВ с лопастями, загнутыми вперед, развивают большее давление и подачу, имеют меньшие габариты при тех же частотах вращения.