Классификация, устройство, принцип действия

Под вентилятором понимается воздуходувная машина, служащая для перемещения воздуха (газа) по воздухопроводам к потребителям. Вентиля­торы классифируются по ряду основных признаков:

• принцип действия (осевые, центробежные);

• величина коэффициента быстроходности (10 < ns < 80 - центробеж­ные; 80 < ns < 500 - осевые);

• величина создаваемого давления (до 1 кПа - низкого; до 3 кПа - среднего; свыше 3 кПа - высокого; в некоторых случаях развиваемое дав­ление может достигать от 4 до 15 кПа);

• расположение вала (горизонтальные, вертикальные).

 

Рис. 1. Общий вид и конструктивная схема од­ноколесного центробежного вентилятора: 1 - рабочее колесо; 2 - приемный патрубок; 3 - спиральный отводящий канал; 4 - вал электродвигателя

Устройство центробежных вентиляторов (ЦВ) принципиально не отличается от устройства центробежных насосов (ЦН), однако они имеют более простую конструкцию рабочих колес (РК) и остальной проточной части (рис. 1). Основными элементами ЦВ являются: корпус, рабочее ко­лесо, спиральный отводящий канал, приемный патрубок. Лопасти РК мо­гут иметь различную конструктивную форму: загнутые вперед, загнутые назад, радиальные. Количество лопастей РК может составлять от 20 до 60. Следует отметить, что центробежные вентиляторы большой производи­тельности снабжаются дополнительно воздухонаправляющими устройст­вами лопаточного типа для уменьшения закрутки потока перед входом в рабочее колесо (рис. 2).

 

 

Принцип действия ЦВ состоит в следующем: при вращении РК воздух засасывается через приемный патрубок, далее проходит между лопастями от оси к периферии, а затем по спиральному каналу направляется в нагне­тательный патрубок.

Рис. 2. Конструктивная схема центробежного вентилятора с лопаточным воздухонаправляющим аппаратом (ВНА)

К основным элементам осевых вентиляторов (ОВ) относят воздухо­направляющий аппарат, рабочее колесо, спрямляющий аппарат (рис. 3). Воздухонаправляющий аппарат (ВНА) служит для устранения закручива­ния потока среды перед входом в РК. Спрямляющий аппарат (СА) предна­значен для раскрутки потока среды, в результате чего значительно повы­шается создаваемое ОВ давление.

В осевых вентиляторах движение потока воздуха направлено вдоль оси при последовательном прохождении через направляющий аппарат, рабо­чее колесо и спрямляющий аппарат. В зависимости от назначения и произ­водительности в ОВ могут отсутствовать отдельные элементы. Различные варианты компоновочной схемы ОВ представлены на рис. 3. Следует от­метить, что в осевых вентиляторах большой производительности рабочее колесо может выполняться с поворотными лопастями.

Осевые вентиляторы подобно осевым насосам являются машинами низкого давления.

Рис. 3. Компоновочная схема осевых вентиляторов: а) рабочее колесо (К) с обтекателем; б) рабочее колесо с обтекателем + спрямляющий аппарат (СА); в) обтекатель с воздухонаправляющим аппара­том (ВНА) + рабочее колесо; г) ВНА + К +СА

 

 

В судовой практике чаще всего используются центробежные вентиля­торы. ЦВ благодаря использованию работы центробежных сил обеспечи­вают большие давления по сравнению с осевыми.