Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит
Расходы государственного бюджета – это денежные отношения, которые возникают в связи с распределением бюджетного фонда государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета представляют собой, с одной стороны, расщепление бюджетного фонда на отдельные составляющие (статьи расходов бюджета), а с другой – формирование денежных фондов целевого назначения у субъектов экономики (предприятий и населения), получающих бюджетные ассигнования.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов определяется тем, что роль государства в регулировании социально-экономических процессов в обществе постоянно возрастает, хотя принимает формы несвойственные ранее практиковавшемуся глобальному централизованному управлению. На состав бюджетных расходов влияет множество факторов, действие которых может быть длительным или краткосрочным. Например, такими факторами являются: природа государства и его функции, уровень и тенденция социально-экономического развития страны, разветвленность связей бюджета со сферой производства, объем и структура собственно бюджетной сферы, формы предоставления бюджетных средств и другие. В каждом из бюджетных периодов эти факторы действуют по-разному, что определяет качественный и количественный состав бюджетных расходов. В свою очередь, состав расходов бюджета во многом определяет будущее состояние экономики, причем разные аспекты этого состава оказывают на экономику разное влияние. Это обстоятельство требует классификации бюджетных расходов, позволяющее провести объективный анализ состояния и прогнозировать развитие экономической системы.
По роли в общественном производстве расходы бюджета подразделяются на две части:
– расходы, связанные с развитием материального производства;
– расходы на содержание и развитие непроизводственной сферы.
Регулируя соотношение между этими двумя частями расходов, можно добиваться необходимых в данный период времени структурных сдвигов в экономике, формировать уровень эффективности общественного производства, достигать необходимых обществу результатов в социально-культурной сфере.
Отраслевая классификация уточняет приведенную выше классификацию и подразделяет расходы в соответствии с принятым делением экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из этого, расходы на производственную сферу включают в себя расходы на развитие промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и т.д. Расходы на непроизводственную сферу подразделяются на расходы на образование, на здравоохранение, на культуру, на социальное обеспечение, на государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет конкретизировать пропорции распределения бюджетных средств, превратить их в практический инструмент регулирования экономики.
Классификация бюджетных расходов по целевому назначению выделяет внутри сформированных групп затрат их отдельные виды. Например, в составе расходов на материальное производство выделяются затраты на капитальные вложения, на текущие (операционные) расходы, на дотации предприятиям и т.п. Расходы на непроизводственную сферу подразделяются на затраты на заработную плату, капитальный ремонт, содержание объектов и т.п. Аналогичное выделение производится и внутри подразделений отраслевой классификации. Классификация по целевому назначению является основой финансового контроля государства за расходованием бюджетных средств.
Важное значение (которое подтверждается и составом разделов бюджета) имеет классификация расходов по общественному назначению, которое отражает выполненные государством функции: экономическую, социальную, военную и административно-управленческую и в соответствии с которой выделяют 4 группы бюджетных расходов:
1) Экономические расходы, которые представляют собой инвестиции государства в производственную сферу и по общему объему совпадают с расходами на развитие материального производства. Структура этих расходов включает в себя и целевые, и отраслевые расходы, например, затраты на капитальное строительство, на капитальный ремонт с одной стороны, и на геологоразведочные работы, с другой. Современной тенденцией изменений в части экономических расходов бюджета является их неуклонное сокращение. Факторами этого являются:
– прекращение дотирования предприятий в связи с введением их полной имущественной ответственности (кроме казенных предприятий) за выполнение взятых обязательств, главным образом, через приватизацию;
– сведение до минимума объемов государственных инвестиций (централизованных капитальных вложений) с заменой их частными инвестициями;
– общая экономия бюджетных средств, достигаемая путем исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий ее эффективного развития.
В целом экономические расходы государственного бюджета должны быть направлены на развитие принципиально важных для общества отраслей, территорий и предприятий, которые по тем или иным причинам не привлекательны для частных инвесторов. Как правило, это объекты с высокими периодами окупаемости инвестиций и повышенным (с точки зрения частного инвестора) уровнем риска (транспортное строительство, освоение новых месторождений полезных ископаемых, научные исследования фундаментального характера и т.п.). Традиционной для любого государства областью бюджетного инвестирования является сельское хозяйство. Характерно, что в настоящее время экономические расходы бюджета носят во многом социальную направленность: недопущение массового банкротства предприятий и массовой безработицы.
2) Социально-культурные расходы, которые представляют собой часть бюджетного фонда, направленную на социальное обеспечение и удовлетворение культурных потребностей населения. Эти расходы включают в себя, например, затраты на поддержание и развитие системы образования, на содержание организаций и объектов культуры (театры, музеи, библиотеки, памятники культуры и т.п.), на медицину, на социальную защиту граждан и т.п. Эти расходы являются финансовой базой реализации социальных прав граждан и т.о. опосредованно влияют на экономическое состояние: повышение квалификационного уровня рабочей силы, например, обеспечивает рост производительности труда (количественный аспект влияния) и создает условия для научно-технических достижений и их внедрения в производство (качественный аспект влияния). Эта особенность социально-культурных расходов определяет необходимость их постоянного увеличения, как залога социальной стабильности и нормального развития общества в целом. Однако существует тенденция сокращения бюджетных расходов в этой области, которая определяется следующими факторами:
– выделение части социальных расходов из бюджета и перевод их во внебюджетные фонды, что является объективно оправданным и целесообразным;
– общее сокращение доходов бюджета, определяемое экономической ситуацией в стране. Этот фактор является объективным, но в силу принципиальной важности и экономического аспекта социально-культурных расходов их сокращение нельзя признать целесообразным;
– коммерциализация (часто неоправданная) значительной части социально-культурных услуг (образование, медицина).
В целом задачей ближайшего будущего является определение той части социально-культурной сферы, которая должна безусловно являться областью государственных расходов в силу своего влияния на общую ситуацию в стране.
3) Военные расходы, которые представляют собой затраты государства на обеспечение внешней безопасности общества. К числу этих расходов относятся затраты на закупку вооружения, на строительство военных объектов, на содержание личного состава армии, на военные исследования и разработки. Военные расходы представляют собой изъятие части национального дохода из нормального (производительного) экономического оборота: чем выше величина военных расходов, тем ниже эффективность общественного производства: ресурсы, израсходованные на военные нужды, не обеспечивают увеличения массы потребительских товаров и являются бременем для общества. Однако, внешнеполитическая ситуация диктует необходимость определенного уровня обороноспособности и т.о. военные расходы косвенно обеспечивают протекание в государстве процессов эффективного производства и потребления.
Уровень военных расходов зависит от принятой в государстве военной доктрины, которая определяет задачи вооруженных сил. В настоящее время в основу военной доктрины Российской Федерации положен принцип военного сдерживания: адекватного ответа на возможную внешнюю агрессию. Это определяет необходимость военной реформы, основными направлениями которой является сокращение армии, ее профессионализация и повышение технической оснащенности. Проведение военной реформы требует затрат, которые в перспективе должны привести к сокращению военных расходов.
При современной системе финансирования часть военных расходов носит скрытый характер: они не отражаются в “военных” статьях бюджета (инвестиции в предприятия, производящие продукцию, имеющую одновременно и гражданское, и военное назначение, финансирование определенных направлений научных исследований и т.п.). Это приводит к размыванию военных расходов в бюджете и их неоправданному завышению. Выходом из этой ситуации является передача всех ассигнований на военные расходы Министерству обороны, которое становится прямым заказчиком товаров и услуг, необходимых армии.
4) Расходы на управление государством, которые представляют собой затраты на выполнение государственными органами управления своих административных функций. Эти расходы включают в себя, например, затраты на капитальный ремонт и содержание административных зданий, на техническое оснащение органов власти, на заработную плату чиновников и депутатов, на представительские расходы и др. Величина расходов на управление должна определяться принципом разумной достаточности, т.е. обеспечивать необходимую эффективность работы соответствующих органов. На практике величина этих расходов зависит от влияния следующих факторов:
– степень участия государства в социально-экономических процессах, которая определяет объем работы государственных органов;
– уровень компетентности государственных чиновников и депутатов;
– уровень технической оснащенности процессов государственного управления, который определяет соотношение между материальными затратами и затратами на содержание персонала.
Современной тенденцией является рост управленческих расходов. Эта тенденция складывается под влиянием, главным образом, второго фактора и представляет собой попытку компенсации недостаточного качества количеством.
Между расходами и доходами бюджета существует тесная взаимосвязь, которая выражается не только в их количественном соответствии, но и в их влиянии друг на друга. Жестко определенный объем и сроки поступления доходов, требуют точного планирования расходов по объемам и срокам. Однако особенно важным является то, что тщательно спланированные расходы, размеры и структура которых точно соответствуют общественным потребностям, способны обеспечить рост доходов в следующем бюджетном периоде. Например, увеличение (в определенных размерах) трансфертных платежей способно увеличить общее потребление и вызвать, таким образом, рост объемов производства. Рациональные инвестиции в науку могут привести к появлению таких достижений, которые снизят издержки производства и повысят эффективность производства. Напротив, непродуманная структура бюджета приводит к экономической стагнации, т.к. ограничивает возможности развития производственной сферы.
Точное количественное равенство доходов и расходов бюджета является достижимым лишь теоретически. Наиболее распространенным является превышение расходов над доходами: дефицит бюджета (обратное – бюджетный профицит). По существу государство берет на себя завышенные обязательства.
Бюджетный дефицит не является событием чрезвычайным, скорее его можно признать естественным: стремление государства решить важные общественные задачи часто превосходит его финансовые возможности. Кроме того, в жизни любого государства могут возникнуть чрезвычайные ситуации, выход из которых требует расходов, не подтвержденных реальными доходами. Однако, в том случае, если дефицит возникает в результате кризисных явлений в экономике, требующих от государства выполнения в принципе не свойственных ему функций (социальная поддержка слишком большой части населения, национализация нерентабельных предприятий и т.п.), то он является крайне негативным явлением.
В проблеме бюджетного дефицита принципиально важными являются два момента: общая его величина и способ покрытия дефицита.
Мировой опыт свидетельствует, что величина дефицита не должна превышать 2-3% валового национального продукта. Если этот предел нарушается, возникает тенденция его прогрессивного роста, т.к. возникающий в ходе финансирования дефицита государственный долг начинает требовать рефинансирования, которое само по себе является циклическим процессом. В результате, даже при экономическом росте, денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства, не хватает на обслуживание долга, возникшего ранее, в неблагоприятной ситуации.
Для покрытия дефицита бюджета должны, за редким исключением, использоваться реальные деньги: главный способ его финансирования состоит в использовании системы государственного кредита, создании государственного долга за счет использования сбережений. Денежно-кредитная эмиссия может использоваться только в самых острых кризисных ситуациях, когда, несмотря на высокую и сверхвысокую инфляцию, она позволяет спасти экономическую систему от развала.
Ситуация превышения доходов бюджета над расходами (бюджетный профицит) является в целом нехарактерной, однако, возникая, она представляет не меньшую проблему, чем дефицит: необходимо предусмотреть меры по возвращению избытка средств в нормальный экономический оборот.