ТЕМА 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

1. Значение изучения правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах.

Необходимость и цель изучения правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах обусловлены потребностью выявить как общие закономерности в регулировании земельных отношений, так и особенности их регулирования в тех или иных странах.

Коренные изменения в правовом регулировании, происходящие в нашей стране и во многих зарубежных странах, обусловливают необходимость в их сравнительно-правовом анализе, выявлении общих закономерностей и подходов в решении актуальных земельно-правовых проблем.

В странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование земельных отношений давно приобрело стабильность и сравнительно высокий уровень. Основным институтом земельного права в этих странах является институт права собственности, оказывающий определяющее влияние и на другие институты зарубежного земельного права, в силу чего он занимает центральное место и в самом земельном законодательстве зарубежных стран, и в земельно-правовой литературе. На теорию и практику правового регулирования отношений земельной собственности оказывает существенное влияние традиционное деление права зарубежных стран на публичное и частное. В современном зарубежном земельном праве получила распространение и нормативное закрепление теория "социальной функции" собственности, в особенности земельной собственности. Она обосновывает необходимость государственного вмешательства в отношения собственности и ограничения правомочий земельного собственника в публичных интересах, что оправдывается приоритетом публичных интересов над частными интересами собственника.

Помимо права частной и государственной собственности на землю и другие природные ресурсы в зарубежном земельном праве заметное место занимает институт аренды земли и арендные отношения. В зарубежном земельном законодательстве содержится подробная регламентация аренды земли, прав и обязанностей арендодателей, гарантии прав и интересов арендаторов земельных участков и др.

Одно из центральных мест в зарубежном земельном праве занимают субъекты земельных отношений. Этот институт, по мнению некоторых зарубежных ученых-юристов, является ключевым для понимания не только земельного, но и ряда других отраслей права.

Для целей анализа происходящих ныне в зарубежных странах земельных преобразований можно выделить четыре региона: Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка.

Для стран Восточной Европы - Болгарии, Венгрии, Восточных земель Германии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии, Югославии - основными направлениями земельных преобразований являются разгосударствление и приватизация земли, преобразование государственного и кооперативного секторов сельской экономики, организация крестьянских (фермерских) хозяйств. Особенностью земельной реформы в этих странах являются нормативные положения о реституции, то есть о возвращении недвижимости, в первую очередь земли, бывшим собственникам.

Разумеется, реформирование земельного строя в каждой стране Восточной Европы имеет определенные особенности, обусловленные спецификой ее земельного и аграрного строя, однако в целом указанные направления реформирования земельных и аграрных отношений свойственны всем этим странам.

Реформирование земельных и аграрных отношений в Китае и других странах Юго-Восточной Азии отличается большим своеобразием. Так, в Китае на смену уравниловке народных коммун пришла система семейного подряда, раздача земли крестьянским подворьям, получила широкое развитие так называемая "сельская индустрия", давшая рабочие места миллионам сельских тружеников и весомый прирост промышленной продукции. Данная модель реформирования земельных и аграрных отношений представляет особый интерес, поскольку дала ощутимый результат - быстрый рост сельскохозяйственной продукции и значительную прибавку промышленной продукции благодаря «сельской индустрии».

Реформирование сельского хозяйства и земельных отношений в странах Латинской Америки также представляет интерес, поскольку в данном случае речь идет об отказе от коллективной (общинной) собственности и переходе к частной собственности крестьян на землю и другое имущество.

Следует отметить, что теория «социальных функций» собственности, в том числе и собственности на землю, нашла отражение и законодательное закрепление и в странах Латинской Америки. Так, в Гражданском кодексе Перу собственность характеризуется как юридическое правомочие, позволяющее владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом и виндицировать его. Оно, согласно ст. 923 ГК Перу, должно осуществляться в соответствии с социальным интересом и в рамках закона. Юридические ограничения, установленные по причине общественной необходимости и полезности, не могут ни отменяться, ни изменяться посредством сделок (ст. 925).

В этой связи особенно примечательно правовое регулирование отношений собственности на землю в Мексике. Согласно ст. 27 Конституции Мексики первоначальное право собственности на землю и воды в пределах мексиканской территории принадлежит нации и именно нация обладает правом передачи земли частным лицам на праве частной собственности. Такое положение считается принципиальным для регламентации отношений собственности на землю в данной стране, так как закрепляет за государством (нацией) право собственности в публичном (общественном) интересе.

Правовое регулирование земельных отношений в странах Африки, которое еще не нашло надлежащего освещения в учебниках по земельному и аграрному праву, отличается большим своеобразием и самобытностью. Здесь имеет место, особенно в странах Тропической Африки, сочетание норм обычного права, систем права колониальных держав и нового законодательства, появившегося в период обретения независимости этими странами. Характерной для этих стран является тенденция вытеснения норм обычного права, в особенности права на землю, замена его «писаным правом», одним из основных институтов которого является право частной собственности на землю.

Перевод от общинного землевладения, регулируемого нормами обычного права, на частнособственнические основы и проблема рынка земель сельскохозяйственного назначения получили далеко не однозначную оценку и в научной литературе, и в выступлениях лидеров африканских стран и во мнении самих крестьянских масс. Диапазон мнений по этому вопросу весьма широк: от безоговорочной поддержки этого процесса, обусловленного, по мнению ряда авторов, всем ходом экономического развития этих стран, до категорического отрицания его, поскольку он ведет к обезземеливанию африканского населения, образованию крупных земельных собственников, в том числе и из числа африканцев, и превращению большей части их в наемных работников и арендаторов.

 


[1] Гусев Р.К. Земельное право: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; «ИНФРА-М», 2011. – С. 1.

 

[2] См. список литературы в рабочей программе по дисциплине.

[3] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова.. – М.: НОРМА, 2011. – С. 367-369; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2010. – С. 142-143.

 

[4] Крассов О.И. Земельное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С.111-113; Гусев Р.К. Земельное право: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2011. – С. 21-22.

 

[5] Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. – С. 3-6.

 

[6] Нецветаев А.Г. Земельное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – С. 82-89

 

[7] Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Российская газета. - № 290, 30.12.2004.

[8] Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. – 20.07.1998. -№ 29. – Ст. 3399.

[9] Федеральный закон от 10.07.2001 № 92-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» // Российская газета. - № 132, 13.07.2001

[10] Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» // Российская газета. - № 10, 18.01.1996.

[11] Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»// Собрание законодательства РФ». – 20.07.1998, № 29, ст. 3399.

[12] Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О землеустройстве» // Российская газета. - № 118-119, 23.06.2001.

[13] Нецветаев А.Г. Земельное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – С. 187.

 

[14] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета. - № 145, 30.07.1997.

[15] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА, 2011. – С. 424.

[16] Гусев Р.К. Земельное право: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2011. – С. 85.

[17] Крассов О.И. Земельное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2011. – С. 299.

 

[18] Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011) // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. - № 30. – Ст. 3018.

[19] Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Парламентская газета. - № 109, 18.06.2003.

[20] Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Российская газета. - № 79, 23.04.1998.

[21] Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети»// Российская газета", № 166, 22.08.2003

[22] Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 (ред. от 04.04.2011) «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»// Российская газета. - № 236. - 20.10.2006.

[23] Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - № 254. - 14.11.2007.

[24] Приказ Минтранса РФ от 13.01.2010 № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» (вместе с "Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения")// Российская газета. - № 98, 07.05.2010

[25] Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 71 «Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации»// Российская газета. - № 38. - 27.02.2003

[26] Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 27.09.2011) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 05.04.2010. - № 14. - Ст. 1649,

[27] «Правила охраны магистральных трубопроводов» (утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9) (с изм. от 23.11.1994) (вместе с «Положением о взаимоотношениях предприятий, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются»)//документ опубликован не был

[28] Постановление Правительства РФ от 09.06.1995 № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»// Российская газета. - № 124, 29.06.1995

[29] Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред. от 30.12.2008) «О космической деятельности»// Российская газета. - № 186, 06.10.1993.

[30] Постановление Правительства РФ от 31.05.1995 № 536 (ред. от 02.07.2003) «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет»// Российская газета. - № 109. - 07.06.1995.

[31] Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О гидрометеорологической службе»// Российская газета. - №143. - 30.07.1998.

[32] Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 (ред. от 15.02.2011) «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения»// Российская газета. - № 249, 28.12.1996.

[33] Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»// Российская газета. - № 88, 11.05.2001

[34] Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»// Российская газета. - №116-117, 29.06.2002

[35] Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 18.07.2011) //Собрание законодательства РФ. – 11.12.2006. - № 50, ст. 5278

[36] Постановление Правительства РФ от 18.06.2007 № 377 «О Правилах проведения лесоустройства» //Российская газета. - № 134, 26.06.2007

[37] Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 21.07.2011)// Собрание законодательства РФ. - 05.06.2006. - № 23, ст. 2381