Электрический усилитель руля

Электроусилитель рулевого управления (в обиходе называемый элетроусилителем руля) — это конструктивный элемент в рулевом управлении автомобиля, который создает дополнительное усилие во время поворота рулевого колеса при помощи электрического привода. В современном автомобилестроении происходит постепенная замена гидроусилителя руля электроусилителем рулевого управления.

Основное преимущество электроусилителя руля по сравнению с гидроусилителем складывается из нескольких факторов:

- удобное регулирование характеристик управления;

- высокая информативность управления;

- надежность из-за отсутствия гидравлической системы;

- экономия топлива из-за экономного расходования энергии.

 

Имеется две схемы электроусилителя руля: усилие электродвигателя поступает на вал рулевого механизма, либо оно может передаваться на рейку рулевого колеса.

Электромеханический усилитель - это наиболее совершенная конструкция, с точки зрения инженерного решения. Имеется две конструкции этого усилителя: с двумя шестернями или с параллельным приводом.

 

Электромеханический усилитель состоит из следующих составных частей:

1) система управления;

2) электродвигатель;

3) механическая передача.

Рисунок 3.18-Электроусилитель руля (схема)

 

Электромеханический усилитель c двумя шестернями

Электроусилитель руля объединяется с рулевым механизмом в едином блоке. В усилителе устанавливается обычно асинхронный электродвигатель. Передача крутящего момента от электродвигателя на рейку рулевого механизма обеспечивается механической передачей.

Одна шестерня служит для передачи крутящего момента к рейке рулевого механизма собственно от рулевого колеса, а еще одна – от электродвигателя усилителя. На рейке имеется два участка специальных зубьев. Один из них и является приводом усилителя.

 

Электрический усилитель руля c параллельным приводом

В таком электроусилителе усилие от электродвигателя переходит на рулевой механизм при помощи ременной передачи, а также установлен специальный шариковинтовой механизм.

Рисунок 3.19-Электрический усилитель рулю с параллельным приводом

 

При этой схеме усиление может передаваться как на рейку рулевого колеса, так и на вал управления рулевым механизмом. Принципиального значения для управления автомобилем во время движения это не имеет. Обе схемы зарекомендовали себя одинаково надежными.

Рисунок 3.20-Электроусилитель ZF Servolectric в зависимости от полной массы и компоновки автомобиля может встраиваться в различные звенья рулевого управления.

1 — рулевая колонка; 2 — электроусилитель с червячной передачей и электронным блоком управления; 3 — промежуточный вал; 4 — реечный рулевой механизм; 5 — следящее устройство с торсионом; 6 — блок управления; 7 — электропривод с механизмом винт—шариковая гайка—рейка

 

Электромеханический усилитель активно поддерживает воз­врат управляемых колес в среднее положение. Эта функция назы­вается «активной самоустановкой» колес. Благодаря ее действию водитель лучше чувствует среднее положение рулевого управле­ния, она облегчает также вождение автомобиля по прямой при воздействии на него различных внешних сил.

Если при движении по прямой на автомобиль действует боко­вой ветер или поперечное усилие, вызываемое уклоном дорожно­го полотна, усилитель обеспечивает постоянный поддерживаю­щий момент, который освобождает водителя от необходимости создавать реактивные усилия на рулевом колесе.

Общее расположение агрегатов рулевого управления с элек­троусилителем показано на (рис. 3.21) на примере автомобиля Ореl Согsа.

1 — электроусилитель; 2 — карданный вал рулевого управления; 3 — рейка привода рулевого управления

Рисунок 3.21- Общее расположение агрегатов рулевого управления с электроусилителем

 

Электроусилитель руля или ЭУР, имеет много преимуществ по сравнению с гидравликой.

Во-первых, экономия топлива: усилитель включается в работу только в том случае, когда водителю требуется помощь в повороте руля.

Во-вторых, надежность. Как ни крути, но в текущем обслуживании электроусилители куда менее прихотливы, чем ГУР и белее дешевы.

В-третьих, адаптивность. ЭУР легче настроить так, чтобы усиление зависело от скорости авто, усилия на руле и угла поворота.

В четвертых, у ЭУР большие возможности компоновок, что, для производителя немаловажно. Электродвигатель может передавать усилие на вал рулевого колеса, вал шестерни рейки, саму рейку. Словом, четвертый плюс электроусилителя – вариативность его установки.

Есть, и свои недостатки у ЭУРа. Они, в основном, потребительского толка. Владельцу такого автомобиля следует помнить, что грамотно диагностировать ЭУР собственными силами невозможно. Любые вопросы следует решать в авторизованном сервисе. Электроусилитель руля – деталь неремонтопригодная. Меняется единым сборным узлом. Отсюда логично следует дороговизна ремонта.

Чтобы устройство рулевого управления автомобиля служило долго, необходимо уделять внимание его профилактике. Тщательная проверка деталей и механизмов рулевого управления сможет уберечь от поломок, требующих длительного и дорогостоящего ремонта. Помимо профилактики, большое значение имеет стиль вождения.

Предупредить возникновение неисправностей может своевременное техническое обслуживание, включающее в себя диагностику состояния рулевого механизма и других важных деталей и элементов автомобиля.