Внешняя политика России 90-х годов XX в.

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал бы млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

ВОПРОС 50

утин медведев реформа власть

Реформы: пенсионная реформа (2002), реформа государственного медицинского страхования и льготного лекарственного обеспечения (монетизация льгот - 2005), судебная реформа, реформа местного самоуправления, военная реформа, банковская реформа (2001-2004), реформа ЖКХ; реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

Принятие Земельного (2001) и Трудового кодекса

Практически все реформы, начатые Путиным так или иначе завершились неудачно, либо не были доведены до логического конца. Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается. Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Реформа должна была обеспечить пожилым достойную старость и снять остроту пенсионной нагрузки на бюджет. Но перехода на новую систему так и не произошло, где пенсии финансировались бы за счёт пенсионных накоплений и доходов, полученных от инвестирования. За всё время правления П. пенсии граждан оставались ниже прожиточного минимума. Вместо повышения пенсий люди узнали о повышении Единого социального налога (ЕСН) и заморозке повышения зарплат бюджетникам.

В России продолжает сохраняться сверхсмертность. 1 января 1992 г. -численность населения 148,5 млн, а 1 января 2010г. Уже 141,9 млн. По данным Росстата прирост населения соответствует норме. Государство подталкивает к «больше рожайте», но это ведёт к снижению уровня жизни населения в небогатой стране, неудовлетворительному содержанию новорождённых и их высокой заболеваемости. Причины же смертности кроются в убийствах, ДТП, низком уровне личной безопасности, а также низкому уровню и качеству жизни, некачественной медицине и плохой экологии. Госбюджет предусмотрел в 2008г. В 3 раза меньше денежных средств на финансирование здравоохранения, чем на правоохранительные органы и спецслужбы. Это говорит в первую очередь о невнимании со стороны правительства к здоровью граждан. Программа «материнский капитал» была предложена и введена в 2007г. Для поддержания рождаемости в стране, обещая денежное вознаграждение, а точнее цифры где-то на бумаге. Но так ли это оказалось на деле? Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала возможно только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка. Таким образом, реальные выплаты начались с 2010 г. В 2001 г. П. был подписан указ о ввозе в РФ высокотоксичных ядерных отходов. В итоге на дынный момент до сих пор в Челябинске, Красноярске и Томске хранится около 19 тыс. тонн и 400 мл. м. куб. отходов. Реформа монетизации льгот. К 2005 году в России сохранялась система льгот малоимущим слоям населения, главной из которых являлся бесплатный проезд в общественном транспорте для пенсионеров и военных. К этому времени система льгот начала вызывать сильное недовольство транспортников, так как госбюджет компенсировал их финансовые потери в недостаточном размере. Напряжение постепенно копилось в течение нескольких лет. В 2004 году государство решилось пойти на такой радикальный шаг, как на замену этой льготы, а также льгот на лекарства, денежной компенсацией. Народ запротестовал, но многочисленные митинги и протесты остались безответными. Тех денег, которыми заменили льготы, хватало лишь на половину лекарств и проезда. В январе Путин предложил провести индексацию пенсий не с 1 апреля, а с 1 марта как минимум на двести рублей. Он также дал поручение повысить денежное довольствие военнослужащим. Причина была лишь в одном, за это время рейтинг П. как президента упал с 84 % в начале 2004 года, до 48 % в начале 2005 года.

Судебная реформа. В 2001 году президент Путин подписал пакет федеральных законов о судебной реформе. 1 июля 2002 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, существенно расширивший полномочия защитника: подозреваемому разрешается общение с адвокатом наедине и без ограничения количества встреч; в случае отсутствия у подозреваемого средств на оплату услуг адвоката он должен быть предоставлен за счёт государства. В соответствии с требованиями судебной реформы, отменяется несменяемость и пожизненное назначение судей; судьи назначаются первоначально на три года и могут быть отстранены от исполнения обязанностей по решению квалификационной комиссии. Также продлён мороторий на смертную казнь. Начиная с 2005 года, количество заключённых начало увеличиваться, достигнув в 2006 году 883 тыс. чел., в 2007 году - 888 тыс. чел.[185] (для сравнения - максимальная численность заключённых в СССР составляла 2 млн 650 тыс. 747 чел в 1950 году). Россия занимает второе место в мире после США по количеству заключённых на 100 тыс. чел. населения. Реформа в целом благотворно повлияет суды, но всё же остаётся проблема большой коррумпированности в стране (уже в 2009г. мы заняли 146 место), взяточничества должностных лиц, что мешает вершиться справедливому правосудию.

Местное самоуправление. Сформировав основной экономический костяк страны из верных ему людей, Путин начинает укрепление «Вертикали власти». Смысл всех реформ произошедших в 2000-2004 годах сводился к централизации власти. Государство делится на семь федеральных округов, в каждом из которых есть свой полномочный представитель президента. Реформа Совета Федерации, в результате которой главы регионов не могли больше представлять свои интересы в Москве, а должности стали не избираемыми, а назначаемыми. Логическим продолжением этой реформы стала отмена выборов губернаторов, и эти должности тоже стали назначаемыми. Тогда же создается 2 совещательных органа «Госсовет России» и «Общественная палата России», в обязанности, которых, входит скорее наблюдать, чем помогать управлять государством. Всё это увеличило зависимость областей и городов от Кремля, потому что на местах везде будут сидеть «нужные люди», народ уже ничего не решает. О какой тогда демократии в стране мы можем говорить?! Вместо вертикальной власти при П. мы получаем горизонтальную, где правят 15 групп влияния - силовики, чиновники, либеральные экономисты, юристы, губернаторы и мэры (Абрамович, Сечин, Олег Дериписка и др.).

Военная реформа. Жильё, несмотря на компанию «Доступное жильё», за правление П. стало ещё менее доступным (2000г.- 50 кв.м.=среднегодовой доход за 6 лет, 2008 г. - за 15 лет). Многие семьи военных, у которых и так зарплата небольшая, просто вынуждены были жить за пределами бедности, а кроме того платить налог. Жильё приходилось ждать годами, многие так и не дождались до сих пор. Сократили многих младших по званию военных, высокопоставленных же это сокращение не коснулось. Был сокращён срок службы и призыва. С одной стороны, это благотворно повлияло на мнение молодых людей, но с другой стороне, если в стране случится беда, кто встанет на её защиту, неопытные салаги?!

В 2005г. из-за границы притекло свыше 140 млрд.$, в основном это займы, которые ушли с кризисом. Путинская модель роста не удалась, т.к. инвестиции были направлены в модернизацию производства, рост производительности труда, развитие малого и среднего бизнеса. Из-за отмены экспортных пошлин «Газпрома» на 4 млрд.$ граждане расплатятся ростом налогов и коммунальных платежей. Не смотря на то, что мы поставляем нефть во многие страны, сами за неё платим не мало. Мы очень зависимы от экспорта, что даёт власть не нам над другими, а другим странам над нами.

В 2000-е годы В.В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. Налоговая реформа оценивается экспертами как один из самых серьёзных успехов В. В. Путина. В октябре 2001 года В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения. Средний сбор зерна в России увеличился с 65 млн тонн в 1996-2000 годах до 79 млн тонн в 2001-2006 годах, урожайность зерна повысилась за те же годы на 24 %. Рост производства продуктов животноводства за 2001-2006 годы составил 16 %. Отставание темпов роста производства сельхозпродукции от темпов роста реальных доходов населения привело к увеличению зависимости от импорта продовольствия и мировых цен на продукты питания.