Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Теория мотивации А. Маслоу направлена на объяснение, почему у людей в качестве мотивов их поведения в определенный момент времени выступают те или иные потребности. С этой целью им разработана определенная иерархия (пирамида) потребностей — от

«низших», материальных, до «высших», духовных:

· физиологические (голод, жажда, половое влечение и т. д.);

· потребности самосохранения (безопасность, защищенность, здоровье и т. д.);

· социальные (любовь, чувство духовной близости, желание интегрироваться в группу, объединиться с себе подобными и т. д.);

· потребности в уважении (самоуважение, признание, статус, авторитет и т. д.);

· потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация и т. д.).

Следует подчеркнуть, что мотивируют человека лишь неудовлетворенные потребности.

Полезность этой теории для маркетинга заключается в возможности понять, в какой степени готов потребитель платить деньги за удовлетворение потребностей. Обычно следующая, более высокая потребность, удовлетворяется лишь тогда, когда удовлетворены предыдущие. Это означает, что продукт, обеспечивающий самовыражение, будет приобретен лишь тогда, когда уже имеются товары, ориентированные на элементарные потребности. Однако необходимо учитывать конкретные обстоятельства. Нередко складывается ситуация, когда настоятельная потребность человека входит в противоречие с престижностью, модой. В данном случае не исключено, что верх возьмут именно они, а не более важное благо.

На основе мотивации А. Маслоу осуществляются многочисленные программы предложения туристских продуктов, демонстрирующих статус, престиж, уважение, признание, способствующих самореализации и самовыражению личности. Кроме того, применение данной теории позволяет не только установить мотивацию покупательского спроса, но и усилить действие тех или иных побудительных мотивов.