Управления

 

Проблема факторов эффективности государственного управле­ния многоплановая. Подходы к ее изучению могут быть различны­ми, соответственно и решения - разновариантными. Рассмотре­ние проблемы в аспекте анализа общесистемных факторов эффек­тивности используются подходы:

1 - учитывающий роль общегосудар­ственных идейно-политических и стратегических факторов;

2 - на уровне подсистем - экономической, социальной, политической, правовой;

3 - на уровне субъектов Федерации общегосударственные факто­ры будут рассматриваться в качестве отправных посылок и рамоч­ных условий в анализе эффективности управления.

Непосредствен­ным предметом анализа являются факторы, связанные со специ­фикой целей, стратегий и структурных форм организации власти и управления соответствующих подсистем и уровней. При анализе эффективности управления организациями (корпоративный уро­вень) акцент исследования сместится в плоскость объяснения вли­яния на эффективность конкретных способов, методов и средств управленческой деятельности. Роль общесистемных и региональ­ных факторов будет выявляться опосредованно - через анализ условий и механизмов управления корпоративного масштаба.

К общесистемным факторам эффек­тивности государственного управления выделяют 4 группы факторов:

1 - базовые ценности, стратегические цели государства, леги­тимные концепции и модели развития общественной системы; политический курс;

2 - организация системы государственной власти и управления и ее функционирование как единого организма; единые полити­ческое и правовое пространства;

3 - состояние государственного аппарата, его приоритетные формы, методы и стиль управляющей деятельности; профессио­нализм; уровень доверия населения к властям и участия в управ­лении государством;

4 - экономическая, политическая, социальная стабильность (или нестабильность) общества.

Рассмотрим подробнее названные факторы.

1. Известно, что каж­дой политической системе присуща своя система ценностей. Цен­ности - это обобщенные цели государства: они составляют ду­ховную основу общегосударственных интересов и политической стратегии, воплощаются в идеологии и концепциях системы госу­дарственного управления. Это целевые ценности. В систему базовых входят и инструментальные ценности, выражающие одоб­ряемые обществом средства достижения целей. Определенность базовых ценностей и признание их обществом (или его боль­шинством) в качестве основополагающих регулятивов поведе­ния и деятельности - необходимое условие эффективного фун­кционирования институтов власти и управления, включая нор­мативно-правовые механизмы.

2. Другим главным фактором эффективности государственного управления является организация системы власти и управле­ния, ее функционирование как единого организма. Этот фактор играет определяющую роль в любом современном развитом государстве. Независимо от национальных форм государственного ус­тройства и политических режимов эффективность управления обеспечивается, во-первых, реальной целостностью систем госу­дарственного управления, единством правил «игры» всех задей­ствованных в них управляющих субъектов; во-вторых, правовой стабильностью и достаточно высокой правовой культурой; нако­нец, в-третьих, высокой дееспособностью государственной власти на всех уровнях, а также местного самоуправления.

3. Состояние государственного аппарата, качество его деятель­ности, уровень доверия населения к властям - не менее важ­ный комплекс факторов, непосредственно влияющих на решение проблемы эффективности государственного управления. Государственный аппарат - это аппарат государственного управления; совокупность исполнительно-рас­порядительных управленческих органов. Он часть механизма государства, обеспечивающая вместе с другими государственны­ми органами реализацию его функций управления. Государствен­ный аппарат - рациональная организация, состоящая из госу­дарственных служащих, наделенная властными полномочиями и необходимыми средствами (включая материальные) для осуще­ствления в пределах своей компетенции определенных функций и задач. Ему, по определению, присущи признаки рациональной бюрократии (по Веберу).

Эффективность государственного управления напрямую связа­на с наличием современной бюрократии (слоя управляющих), обладающей высоким профессионализмом, стратегическим инно­вационным мышлением, признающей в качестве приоритетного демократический стиль управляющей деятельности и руковод­ствующейся государственным интересом.

4. Стабильность общества зависит от уровня институционализации управляющих структур и легитимности органов государствен­ной власти и управления. Развитые государства отличаются от менее развитых, с нестабильными политическими системами, вы­соким уровнем институционализации, комплексной легитимнос­тью (правовой и общественной), широким участием граждан в управлении государственными и общественными делами. Важней­шим политическим фактором стабильности выступает системное равновесие государственной власти и влияние на управление по­литических партий.

Применительно к России как государству, переживающему переходный этап развития, стабильность может рассматриваться в двух аспектах: с одной стороны (в динамике), как показатель эффективности управления процессом модернизации, а с другой (в статике) - в качестве необходимого условия (фактора) для дальнейшего повышения эффективности.

Экономическая нестабильность определяет политическую и социальную.

В свою очередь политическая нестабильность мешает эффек­тивному государственному управлению. Во-первых, она порож­дает периодические политические кризисы, подрывающие леги­тимность системы и нарушающие процесс государственного уп­равления, отвлекающие усилия властей на их преодоление; во-вторых, чрезмерно политизирует и идеологизирует управленчес­кий процесс, отодвигая на второй план рациональную мотива­цию социально-экономического выбора и принятие прагматичес­ких административно-государственных решений; в-третьих, яв­ляется препятствием на пути объединения наиболее активных слоев общества для решения проблем модернизации; в-четвер­тых, снижает престиж государства в международном сообществе; наконец, в-пятых, остроконфликтные политические ситуации сти­мулируют управляющие субъекты на принятие скороспелых и зачастую ошибочных решений или решений временных, с тем, чтобы погасить разногласия и противоречия.

Экономическая, социальная и политическая нестабильность и ее последствия смещают вектор политического развития в сторо­ну авторитаризма. Чем нестабильней система, тем шире возмож­ности для утверждения диктаторских принципов и методов уп­равления и больше ограничений (причем зачастую оправданных) демократии. Давно доказано историческим опытом, что любые авторитарные режимы - плод развития общественно-политичес­ких кризисов.

Итак, эффективность государственного управления прояв­ляется на всех уровнях функционирования системы: от отдель­ной организации до местного общества, от местного уровня до регионального, от регионального сообщества до соци­альной системы и ее политической организации - государ­ства. На каждом из уровней эффективность измеряется своими критериями, характеризующими соотношение целей и резуль­татов, а в иной плоскости соответствие результатов интересам управляющих и управляемых, выраженных в целях. Высшим критерием эффективности системы государственного управле­ния в целом служит полнота реализаций ее функций. В обоб­щенном выражении - это сохранение данных политической системы и общества, обеспечение их целостности, единства и безопасности, а также защита интересов всех групп населения, прав и свобод граждан.

Целостность государства и единство общества - результат эффективного государственного управления, основа обеспечения их безопасности и условие достижения благосостояния народа. Отсюда фундаментальное значение общесистемной формы органи­зации власти и управления. В многосоставных сообществах та­кой формой является федерализм.

 

 

Учебное издание