Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Инвестиционно-строительный комплекс является многоуровневой системой, состоящей из ряда взаимосвязанных экономических подсистем, обладающих определенной независимостью и самостоятельностью в выборе рационального режима своего функционирования. Это не может не отражаться на поведении системы в целом и требует в значительной мере внешнего регулирующего воздействия со стороны государства на отдельные элементы системы в целях достижения конечного результата с наименьшими потерями времени и ресурсов – материальных, трудовых, финансовых.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, реализуется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. При этом под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», далее Закон № 39-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.01.2000 № 22-ФЗ).
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее – субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (ст. 4 Закона № 39-ФЗ).
В соответствии с Законом № 39-ФЗ под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:
- формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- государственное регулирование инвестиционной деятельности в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений;
- экспертизу инвестиционных проектов.
В соответствии со ст. 11 главы III Закона № 39-ФЗ государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисление амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- защиты интересов инвестора;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования земель и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга в РФ;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с тепами инфляции;
- создания возможности формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок представления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) определяется Правительством РФ, а за счет средств бюджетов субъектов РФ – органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;
- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта РФ, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов РФ - органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития РФ);
- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.
3) государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с Законодательством РФ.
Важной мерой государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов:
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.
Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ.
Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством РФ.
Регулирование инвестиционной деятельности предусматривает также государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту капитальных вложений.