Воспитание глухих детей в первобытном обществе

 

Первобытнообщинный строй отделен от нас тысячелетиями, и до нашего времени не сохранилось сколько-нибудь достоверных свидетельств о том, какими методами и приемами осуществлялось воспитание глухих детей в те далекие времена. Опираясь на исследования в области других наук, таких, как палеоантропология, археология, этнография, историки сурдопедагогики могут только с большей или меньшей степенью вероятности реконструировать самые общие черты процесса воспитания глухих детей при первобытнообщинном строе.

В классических трудах основоположников марксизма раскрыто значение трудовой деятельности человека для общественного развития, в том числе и роль труда человека в прогрессирующем развитии первобытнообщинного строя.

Главным видом человеческой деятельности в древнейшие времена была охота, в том числе коллективная охота на крупных животных. Большую роль в жизни древних людей играло собирательство. При этом господствующим был уравнительный способ распределения пищи. Духовная жизнь первобытного общества носила синкретический характер.

Крупным шагом в развитии производительных сил общества был переход к земледелию и скотоводству. Вместе с производством избыточного продукта возникает имущественное неравенство и разделение общества на классы. На смену единой общественной морали приходит мораль классовая. Вместе с расслоением общества происходит и расслоение сознания людей, выделение сверхъестественных существ — демонов, тотемистических предметов, а затем и богов.

Труд первобытного человека обусловливал необходимость воспитания подрастающего поколения, которое проходило в трудовой деятельности. Дети не только наблюдали за трудом окружающих, подражали взрослым, но и привлекались к участию в трудовой деятельности.

Содержание воспитания определялось характером общения детей со взрослыми, а также и преднамеренным, хотя и примитивным, руководством детьми со стороны взрослых членов общины.

Глухие дети, очевидно, также вовлекались в трудовую деятельность. На ранних этапах развития первобытнообщинного строя наличие глухих не порождало особых проблем и затруднений в сравнении с последующим периодом. В период, когда членораздельная речь и язык были недостаточно развиты и в общении между собой люди чаще прибегали к использованию жестов и мимики, общение глухих со слышащими не было затруднительным. Пребывание глухих вместе со слышащими способствовало освоению первыми простейших видов деятельности.

В последующем вместе с усложнением трудовой и общественной деятельности и развитием языка усугублялось отчуждение глухих от полноценных в физическом отношении людей. Глухие все менее понимали окружающих. Жестовая речь становилась все более локальным средством общения глухих с окружающими в пределах семьи. Все меньшая часть видов человеческой деятельности оказывалась доступной для глухих.

По мере формирования религиозных воззрений складывалось такое отношение к глухим, в основе которого лежала мысль о том, что глухота есть наказание божие.

Со временем отношение к глухим становилось все более негативным. Подтверждение этому можно найти в более поздних письменных источниках. Так, царь Давид в своих покаянных песнях сравнивал себя с глухонемым. Он жаловался на друзей, покинувших его как глухого, который не слышит, и как немого, который не может защитить себя от обид и несправедливостей.

Свидетельства о грубом и жестоком обращении с глухими имеются и в других древних письменных источниках. Такое отношение к глухим поддерживалось христианскими богословами, утверждавшими, что глухие одержимы злым духом и поэтому их следует притеснять. Оно сохранялось и позднее, а как пережиток встречалось и в новое время. Так, один из дореволюционных русских историков свидетельствует о том, что нередко причины стихийных бедствий в деревнях приписывали глухим.