Queen II

 

Перед тем, как отправиться в свой первый ответственный тур, Queen сделала ещё одну важную вещь: они записали свой второй альбом, совершенно официально располагая временем Trident, а не появляясь там посреди ночи. Формально запись была даже согласована с расписанием. В августе 1973-го группа вместе с Роем Томасом Бейкером посещала студию, чтобы творить альбом, который должен был стать одним из самых амбициозных в истории рок-музыки, – и это для группы, чей дебют едва-едва втиснулся в чарты.

Запись имела две стороны, что позволяло сфокусироваться на контрасте стилей двух главных музыкальных деятелей группы. «Черная сторона» была наполнена магией Меркури, «белая сторона» отражала внешнее спокойствие Мэя. Вместе они демонстрировали, что Queen была бесстрашным, первоклассным и устремленным пионером в музыке.

 

Фотосессия с Дью Матьёз в его студии Primrose Hill, 4 сентября 1974.

 

«Белая сторона» Queen II представляло мастерство Мэя в его лучших вещах. Четыре его композиции («Procession», «Father to son», «White Queen/As it began» и «Some Day One Day») являлись прекрасным примером того, как сплавить грандиозные музыкальные идеи в нечто пластичное. Его игра была сдержанной и принуждённой, каждая нота осторожно и ловко соединялась с массивными гармониями, оттеняемыми уникальным вокалом Фредди и ритм-секцией Джона и Роджера, что оправдывало комплименты журнала Rolling Stone, определившего их звук как «акустический вулкан» в обзоре их первого альбома.

Медленно-ритмичная роджеровская «The Loser In The End» служила звеном между песнями Меркури и Мэя, особенно посреди вокала Фредди, на протяжении всего альбома Queen II меняющегося от маниакального напряжения в «Ogre Battle» до церковно-певческого стиля в «The Faire fellers Master-Stroke» (написанной под вдохновением от одноименной картины викторианского художника Ричарда Дадда). Нетипичные баллады «The March of Black Queen» и «Fanny How Love Is» показали многосторонность группы. Наконец, «Seven Seas Of Rhye» была сделана в совершенно в другом стиле – она была представлена в медленном инструментале на первой пластинке, но Меркури переработал песню так, что она стала их первым замеченным синглом.

Разговаривая с Брайаном Мэем годами позже, я понял, что его нежная привязанность к Queen II не иссякла. «Эти песни много значат для нас и для нашей публики. Весь альбом приобрел именно ту форму, которой хотела достичь Queen, потому что мы предусмотрели все в процессе его создания. Я думаю, что то, что мы задали себе путь, важнее, чем что-либо. Queen II был точкой, где сконцентрировались все будущие идеи. Там были семена всего, что мы когда-либо делали впоследствии».

 

Второй альбом Queen II, 1974.

К оформлению альбома Queen опять подошли со всею дотошностью. Они обратились с концептом для Queen II к Мику Року, звезде рок-фотографий, который сделал много исторических фото для Боуи. Белая и черная стороны должны были быть намеком на содержание альбома, и Мику Року предстояло рискнуть, чтобы отразить альбом через игру света и тени. Он не отказался от этой работы. Его работа была кавером на знаменитое фото легенды кино Марлен Дитрих, и потом была использована при создании видео для «Bohemian Rhapsody». Главный деятель черной стороны, Фредди стоял в похоронной позе, окруженный мрачными образами Роджера, Брайана и Джона. Фото для белой стороны, созданная в противовес, изображала их, одетых во все белое.

Тур по Великобритании с “Mott The Hoople” состоял из 21 концерта в ноябре и декабре 1973-го. Хотя второй альбом Queen должен был быть выпущен только через 4 месяца, они включили в сет-лист массу материала из него. Trident выложила 3000 фунтов, заплатив Queen за этот их тур: публика Моттов была в восторге от Queen, и за это следовало платить. Queen доказывали, что достойны быть не только поддержкой, и их положение слегка повергало их в апатию, несмотря на то, что манеру Фредди уже узнавали зрители.

Тур повернул обратно, как и было запланировано, и закончился мощным выступлением 14 декабря в Hammersmith Odeon, где репутация Queen расцвела так ярко, что разогрев свернули в тот же день. Имели место разногласия между двумя группами и их менеджментом. Однако “Mott The Hoople” и их лидер Ян Хантер знали, что это совершенно ненужная борьба, так как высоко ценили то, что приносили в шоу Queen.

«Нам нравился тур с Mott», – сказал мне [Гарри Доэрти – прим. пер.] Мэй, который позже отдал им дань воспоминаний в «Now I’m Here» в строках «Down in the city / Just Hoople and me». Товарищество было скреплено тем фактом, что группы путешествовали одним и тем же путем, поэтому когда разыскивалась поддержка для тура по США, “Mott The Hoople” не задумывались.

 

Брайан во время тура Queen II, март 1974.

Едва закончился 1973-й, Queen ощутили себя готовыми к рок-н-ролльному 1974-му. Во многих отношениях это был травматический год. Он принёс неожиданный сюрприз в виде стремительного взлёта Queen после их появления на Top of the Pops с песней Seven Seas Of Rhye. Это была удача, потому что в этот момент был неактивен Дэвид Боуи. Ответ был незамедлительным: сингл занял 10-е место, а альбом – 5-е, после релиза, состоявшегося 8 марта 1974-го. Подъем был безукоризнен, и тур, который всё ещё продолжался, громко заявлял, что Queen достигла высшей точки и готова выступить хед-лайнером на концерте в лондонском театре Rainbow.

Прорыв в США был ещё на подходе, когда Queen вместе с Mott The Hoople прибыли в Денвер для первого американского шоу в Regis College. 25 выступлений в этом туре сделали свое дело: дебютный альбом Queen оказался на 83 месте, второй – на 49.

Америка 70-х была местом, где всяческие турне безжалостно критиковались СМИ и где они были доступны только определенной публике. Для Queen всё прекратилось, когда Брайан Мэй слег с гепатитом после 6 шоу в Нью-Йорке. Группа вернулась в Англию, и Мэй был вынужден отдохнуть. США остались незаконченным делом.

Готовясь к записи третьего альбома, Queen стояла перед сложной задачей – записать цельный, карьеро-определяющий альбом, пока один из их главных сочинителей и творческих личностей боролся за жизнь. Они доказали, что могут это.