Лекция 7. Менеджмент как метод управления

1. Управление в системе менеджмента

2. Управление каче­ством Ю.А. Конаржевского

1. Система менеджмента утверждает, что управление, которое не дает положительных результатов, это не управление. Это еще один аргу­мент в пользу менеджмента как метода управления, ибо раньше все внимание государства (а за ним и общества) было направлено на ва­ловое производство: охвати всех учащихся определенным уровнем образования, переведи всех в следующий класс, проведи такие-то мероприятия... А какова педагогическая и экономическая эффектив­ность этих мер, никого особенно не интересовало.

С помощью менеджмента можно преодолеть этот стереотип и перейти к серьезной работе над качеством в результатах педагогической деятельности.

Анализ научной литературы и непосредственного опыта практи­ческой работы дает основание утверждать, что для хорошего качества конечного результата школьной деятельности необходимо реализовать два момента:

1. Создать соответствующие условия для качественной деятель­ности еще до начала производства.

2. Иметь востребованность качества. Что это значит?

Дело в том, что "качество" не может быть обеспечено без подготовительной работы. Например, для качественного изучения систематических курсов, предметов нужна хорошая дошкольная под­готовка (в семье или детском саду) и, что особенно важно, хорошая подготовка в начальной школе. К примеру, если в начальной школе не научили ребенка быстро и с пониманием читать, он обречен в стар­ших классах на неуспеваемость не только по гуманитарным предме­там, где нужно много читать, но и по наукам естественно-математиче­ского цикла. Читая задачи по математике, физике, химии, такой уче­ник не успевает вникнуть в сущность задачи, ибо все его внимание направлено на процесс чтения. Отсюда неизбежное отставание.

Подобных примеров для создания условий "до начала производ­ства" можно было бы привести еще очень много. Например, опыт показал, что так называемое тематическое планирование, когда зара­нее планируются все уроки по целой теме, дает лучшее качество знаний учащихся, чем при планировании каждого урока в отдельности и т.д.

2. По мнению Ю.А. Конаржевского, комплексное управление каче­ством должно включать шесть направлений:

1. Определение цели и задач качества.

2. Определение способов достижения цели.

3. Обучение и подготовка кадров.

4. Сам процесс выполнения работ.

5. Проверка результатов проведения работ.

6. Определение дальнейших соответствующих управленческих
воздействий.

Отдельные из них нуждаются в конкретизации. Так, например:

• определение целей и задач качества исходит из задач школы на данный период;

• определение способов достижения целей исходит из анализа имею­щихся факторов (люди, технология, методы, состояние управления и др.);

• подготовка и обучение кадров должны быть направлены на ка­чественное выполнение самого процесса работы.

Идеальное управление должно гарантировать хорошую подготовленность и высокое качество профессиональной деятельно­сти педагогических кадров. Необходимо проанализировать причин­ные факторы, которые приводят к снижению качества, с тем, чтобы их устранить.

Демократизация методов управления, доверие к работнику отнюдь не означает отказа от контроля. Управления без контроля быть не мо­жет при любой методике и в любом обществе. Вопрос только в том, что и как контролировать. Менеджмент предусматривает, прежде все­го, проверку конечного результата, а не процесса деятельности. Одна­ко, если конечный результат оказался ниже требуемого программой качества, то тогда следует вмешаться в процесс работы с целью изуче­ния и установления причин низкого качества конечного результата. Или, наоборот, процесс деятельности школы или учителя можно про­верить и при положительных результатах конечной деятельности, но уже с другой целью - с целью изучения или обобщения опыта прове­ряемого объекта.