Лекция 7. Менеджмент как метод управления
1. Управление в системе менеджмента
2. Управление качеством Ю.А. Конаржевского
1. Система менеджмента утверждает, что управление, которое не дает положительных результатов, это не управление. Это еще один аргумент в пользу менеджмента как метода управления, ибо раньше все внимание государства (а за ним и общества) было направлено на валовое производство: охвати всех учащихся определенным уровнем образования, переведи всех в следующий класс, проведи такие-то мероприятия... А какова педагогическая и экономическая эффективность этих мер, никого особенно не интересовало.
С помощью менеджмента можно преодолеть этот стереотип и перейти к серьезной работе над качеством в результатах педагогической деятельности.
Анализ научной литературы и непосредственного опыта практической работы дает основание утверждать, что для хорошего качества конечного результата школьной деятельности необходимо реализовать два момента:
1. Создать соответствующие условия для качественной деятельности еще до начала производства.
2. Иметь востребованность качества. Что это значит?
Дело в том, что "качество" не может быть обеспечено без подготовительной работы. Например, для качественного изучения систематических курсов, предметов нужна хорошая дошкольная подготовка (в семье или детском саду) и, что особенно важно, хорошая подготовка в начальной школе. К примеру, если в начальной школе не научили ребенка быстро и с пониманием читать, он обречен в старших классах на неуспеваемость не только по гуманитарным предметам, где нужно много читать, но и по наукам естественно-математического цикла. Читая задачи по математике, физике, химии, такой ученик не успевает вникнуть в сущность задачи, ибо все его внимание направлено на процесс чтения. Отсюда неизбежное отставание.
Подобных примеров для создания условий "до начала производства" можно было бы привести еще очень много. Например, опыт показал, что так называемое тематическое планирование, когда заранее планируются все уроки по целой теме, дает лучшее качество знаний учащихся, чем при планировании каждого урока в отдельности и т.д.
2. По мнению Ю.А. Конаржевского, комплексное управление качеством должно включать шесть направлений:
1. Определение цели и задач качества.
2. Определение способов достижения цели.
3. Обучение и подготовка кадров.
4. Сам процесс выполнения работ.
5. Проверка результатов проведения работ.
6. Определение дальнейших соответствующих управленческих
воздействий.
Отдельные из них нуждаются в конкретизации. Так, например:
• определение целей и задач качества исходит из задач школы на данный период;
• определение способов достижения целей исходит из анализа имеющихся факторов (люди, технология, методы, состояние управления и др.);
• подготовка и обучение кадров должны быть направлены на качественное выполнение самого процесса работы.
Идеальное управление должно гарантировать хорошую подготовленность и высокое качество профессиональной деятельности педагогических кадров. Необходимо проанализировать причинные факторы, которые приводят к снижению качества, с тем, чтобы их устранить.
Демократизация методов управления, доверие к работнику отнюдь не означает отказа от контроля. Управления без контроля быть не может при любой методике и в любом обществе. Вопрос только в том, что и как контролировать. Менеджмент предусматривает, прежде всего, проверку конечного результата, а не процесса деятельности. Однако, если конечный результат оказался ниже требуемого программой качества, то тогда следует вмешаться в процесс работы с целью изучения и установления причин низкого качества конечного результата. Или, наоборот, процесс деятельности школы или учителя можно проверить и при положительных результатах конечной деятельности, но уже с другой целью - с целью изучения или обобщения опыта проверяемого объекта.