Лекция 3. Психология и педагогика управления профессиональной деятельности
1. Пути активизации субъектов профессиональной деятельности
2. Сущность понятия педагогический менеджмент
1. Пути активизации субъектов профессиональной деятельности
Историческое развитие менеджмента, как уже отмечалось, позволяет разглядеть усиливающуюся тенденцию его социализации и психологизации. Поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей субъектов профессиональной деятельности являются одними из наиболее значимых факторов повышения эффективности труда вследствие того непреложного факта, что любая организация выступает как система совместно работающих людей, с одной стороны, различающихся профессионально-социальными функциями и статусным положением в этой системе, а с другой - объединенных едиными общими целями. Это обстоятельство детерминирует постановку не только собственно организационных, экономических, но и психологических проблем менеджмента.
Как видим, психологический менеджмент исследователи определяют как междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является исследование и психологическое обеспечение решения проблем организации в условиях рыночной системы хозяйствования. Объектом изучения при этом выступают люди, входящие в организации, а критериями эффективности их деятельности - прибыльность организации, материальное и моральное благополучие ее членов. Предметом психологии менеджмента является совокупность психологических явлений, включающая психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность менеджеров, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерство, мотивирование, нормы и ценности и др. Здесь прослеживается органическая взаимосвязь как традиционных социально-психологических явлений (лидерство, социально-психологический климат, общение), так и вопросов психологии труда (анализ трудовой деятельности, психические состояния трудовой деятельности, организация рабочего места), общей психологии (теория деятельности, личности, развития), других прикладных направлений психологии.
Анализ научной литературы показывает, что современный менеджмент стоит перед необходимостью учета разнородных процессов и управления ими на 3 уровнях: индивидном, групповом и межорганизационном. Эффективность менеджмента любой организации определяется траекторией движения индивида, группы и всей организации к общим целям, эффективностью целеполагания и решения проблем на всех перечисленных уровнях управления.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных точек зрения на менеджмент позволил определить контуры его проблемного поля:
• повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней в плане совершенствования стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоления стрессов и т.д.;
• повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческих кадров;
• поиск и активизация человеческих резервов организации;
• оценка и подбор менеджеров с учетом потребностей организации;
• оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение коллектива для решения целей организации.
Концепция Г.С. Никифорова о психологическом обеспечении профессиональной деятельности является конструктивной теоретической основой для разработок в области психологии менеджмента. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности субъекта предполагает поэтапное сопровождение процесса профессионализации: первоначальный психологический отбор, психологическое обеспечение обучения, адаптация, профессиональная пропедевтика, "выход" из профессии. Каждый из перечисленных этапов характеризуется спецификой целевого, содержательного, операционного компонентов. Психологическое обеспечение менеджмента ориентировано на повышение эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью, что можно рассматривать лишь в контексте создания условий для раскрытия индивидуальных и групповых потенциалов.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера представляет собой систему научно-практических мероприятий, ориентированную на изучение менеджера как субъекта трудовой деятельности, а также на организацию психологических видов работ, повышающих трудовую и социально-психологическую компетентность менеджера. Эта система включает диагностику, формирование, совершенствование и коррекцию профессиональной деятельности. По мнению Г.С. Никифорова, она опирается на следующие принципы:
- профессиональная деятельность менеджера носит проблемный характер;
- профессиональная деятельность менеджера выступает как одна из важнейших сторон личностной реализации человека;
- профессиональная деятельность менеджера в значительной мере обусловлена соответствием специфики деятельности личностно-ролевым особенностям менеджера.
2. Сущность понятия педагогический менеджмент
Введение в научный оборот термина "педагогический менеджмент" связано с именами Вазиной К.П., Петрова Ю.Н., Белиловского В.Д., которые в 1991 г. выпустили коллективную монографию с таким названием. В этой работе авторы обосновывают новую модель так называемого развивающего управления - педагогический менеджмент, при котором создаются условия для саморазвития руководителей, педагогов учебных заведений, развития их профессиональной компетентности и деловой активности.
Суть педагогического менеджмента, по мнению этих ученых, сводится к следующим теоретическим положениям:
• признанию непрерывного развития коллектива в качестве основной цели управленческо-педагогической деятельности;
• признанию уникальности, неповторимости человека, его прав на саморазвитие, свободу и творчество;
• гибкому сочетанию централизации и децентрализации в управлении в зависимости от особенностей конкретной проблемной ситуации;
• направленности управления "снизу вверх", при которой принятие решений и разделение ответственности свойственно для всех членов коллектива;
• ротации кадров, при которой максимально используются новые
способности человека;
• достижению консенсуса в коллективной деятельности;
• нравственному и экономическому поощрению дисциплины.
Вывод: есть ряд социально-экономических и политических предпосылок, обусловливающих необходимость развития менеджмента в современных условиях. К их числу мы относим следующее:
1. Самым кардинальным образом изменилась форма государственного устройства. Казахстан стал самостоятельным, независимым государством со своей формой правления. В связи с этим актуализировалась необходимость перехода от сложившихся стереотипов управления - приказа, иерархии, слепого исполнительства и отчета к современным, цивилизованным, мягким, "бархатным" методам управления, основанным на доверии, самостоятельности, поощрении, творчестве. При этом всем ясно, что предпочтителен не революционный путь перехода к новой системе управления, а постепенный, эволюционный.
2. Изменились отношения собственности. Рыночная экономика
заставляет каждого человека размышлять о границах своей деятельности, будит субъектные свойства. В этих условиях становится необходимой модель управления, потенциально способная гармонизировать экономические интересы субъектов профессионального труда.
3. Существенно изменился уровень теоретической подготовки
управленческих кадров. Открылись специализированные управленческие вузы.
Стала систематической связь с иностранными фирмами, демонстрирующими элементы рациональности в своих системах управления.