Лекция 3. Психология и педагогика управления профессиональной деятельности

1. Пути активизации субъектов профессиональной деятельности

2. Сущность понятия педагогический менеджмент

 

1. Пути активизации субъектов профессиональной деятельности

Историческое развитие менеджмента, как уже отмечалось, позво­ляет разглядеть усиливающуюся тенденцию его социализации и пси­хологизации. Поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей субъектов профессиональной деятельности являются одними из наиболее зна­чимых факторов повышения эффективности труда вследствие того непреложного факта, что любая организация выступает как система совместно работающих людей, с одной стороны, различающихся про­фессионально-социальными функциями и статусным положением в этой системе, а с другой - объединенных едиными общими целями. Это обстоятельство детерминирует постановку не только собственно организационных, экономических, но и психологических проблем менеджмента.

Как видим, психологический менеджмент исследователи опреде­ляют как междисциплинарное научно-практическое направление, це­лью которого является исследование и психологическое обеспечение решения проблем организации в условиях рыночной системы хозяй­ствования. Объектом изучения при этом выступают люди, входящие в организации, а критериями эффективности их деятельности - при­быльность организации, материальное и моральное благополучие ее членов. Предметом психологии менеджмента является совокупность психологических явлений, включающая психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность менеджеров, особен­ности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерство, мотивирование, нормы и ценности и др. Здесь прослеживается орга­ническая взаимосвязь как традиционных социально-психологических явлений (лидерство, социально-психологический климат, общение), так и вопросов психологии труда (анализ трудовой деятельности, пси­хические состояния трудовой деятельности, организация рабочего места), общей психологии (теория деятельности, личности, развития), других прикладных направлений психологии.

Анализ научной литературы показывает, что современный менедж­мент стоит перед необходимостью учета разнородных процессов и управления ими на 3 уровнях: индивидном, групповом и межоргани­зационном. Эффективность менеджмента любой организации опре­деляется траекторией движения индивида, группы и всей организа­ции к общим целям, эффективностью целеполагания и решения про­блем на всех перечисленных уровнях управления.

Сравнительно-сопоставительный анализ различных точек зрения на менеджмент позволил определить контуры его проблемного поля:

• повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней в плане совершенствования стилей управ­ления, межличностного общения, принятия решений, стратегическо­го планирования и маркетинга, преодоления стрессов и т.д.;

• повышение эффективности методов подготовки и переподготов­ки управленческих кадров;

• поиск и активизация человеческих резервов организации;

• оценка и подбор менеджеров с учетом потребностей организации;

• оценка и улучшение социально-психологического климата, спло­чение коллектива для решения целей организации.

Концепция Г.С. Никифорова о психологическом обеспечении профессиональной деятельности является конструктивной теорети­ческой основой для разработок в области психологии менеджмента. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности субъ­екта предполагает поэтапное сопровождение процесса профессиона­лизации: первоначальный психологический отбор, психологическое обеспечение обучения, адаптация, профессиональная пропедевтика, "выход" из профессии. Каждый из перечисленных этапов характери­зуется спецификой целевого, содержательного, операционного ком­понентов. Психологическое обеспечение менеджмента ориентировано на повышение эффективности управления организацией, индиви­дуальной и групповой деятельностью, что можно рассматривать лишь в контексте создания условий для раскрытия индивидуальных и груп­повых потенциалов.

Психологическое обеспечение профессиональ­ной деятельности менеджера представляет собой систему научно-прак­тических мероприятий, ориентированную на изучение менеджера как субъекта трудовой деятельности, а также на организацию психологи­ческих видов работ, повышающих трудовую и социально-психологи­ческую компетентность менеджера. Эта система включает диагностику, формирование, совершенствование и коррекцию профессиональ­ной деятельности. По мнению Г.С. Никифорова, она опирается на сле­дующие принципы:

- профессиональная деятельность менеджера носит проблемный характер;

- профессиональная деятельность менеджера выступает как одна из важнейших сторон личностной реализации человека;

- профессиональная деятельность менеджера в значительной мере обусловлена соответствием специфики деятельности личностно-ролевым особенностям менеджера.

2. Сущность понятия педагогический менеджмент

Введение в научный оборот термина "педагогический менедж­мент" связано с именами Вазиной К.П., Петрова Ю.Н., Белиловского В.Д., которые в 1991 г. выпустили коллективную монографию с таким названием. В этой работе авторы обосновывают новую модель так называемого развивающего управления - педагогический менеджмент, при котором создаются условия для саморазвития руководителей, пе­дагогов учебных заведений, развития их профессиональной компе­тентности и деловой активности.

Суть педагогического менеджмента, по мнению этих ученых, сво­дится к следующим теоретическим положениям:

• признанию непрерывного развития коллектива в качестве основ­ной цели управленческо-педагогической деятельности;

• признанию уникальности, неповторимости человека, его прав на саморазвитие, свободу и творчество;

• гибкому сочетанию централизации и децентрализации в управле­нии в зависимости от особенностей конкретной проблемной ситуации;

• направленности управления "снизу вверх", при которой приня­тие решений и разделение ответственности свойственно для всех чле­нов коллектива;

• ротации кадров, при которой максимально используются новые
способности человека;

• достижению консенсуса в коллективной деятельности;

• нравственному и экономическому поощрению дисциплины.

Вывод: есть ряд социально-экономических и политических предпосылок, обусловливающих необходимость развития менеджмен­та в современных условиях. К их числу мы относим следующее:

1. Самым кардинальным образом изменилась форма государствен­ного устройства. Казахстан стал самостоятельным, независимым госу­дарством со своей формой правления. В связи с этим актуализирова­лась необходимость перехода от сложившихся стереотипов управления - приказа, иерархии, слепого исполнительства и отчета к современ­ным, цивилизованным, мягким, "бархатным" методам управления, ос­нованным на доверии, самостоятельности, поощрении, творчестве. При этом всем ясно, что предпочтителен не революционный путь перехода к новой системе управления, а постепенный, эволюционный.

2. Изменились отношения собственности. Рыночная экономика
заставляет каждого человека размышлять о границах своей деятель­ности, будит субъектные свойства. В этих условиях становится необ­ходимой модель управления, потенциально способная гармонизиро­вать экономические интересы субъектов профессионального труда.

3. Существенно изменился уровень теоретической подготовки
управленческих кадров. Открылись специализированные управлен­ческие вузы.

Стала систематической связь с иностранными фирмами, демонст­рирующими элементы рациональности в своих системах управления.