Психологические направления в менеджменте
1. Возникновение теории педагогического менеджмента
В научной литературе теперь общепризнано, что теоретические и практические источники менеджмента возникали уже в XIX веке, однако становление менеджмента как научной теории и практики управления относится к началу XX века.
Основоположником теории менеджмента справедливо считают Фредерика Тейлора, чьи работы знаменовали собой концептуальное оформление менеджмента. Если в современных условиях менеджмент все более и более принимает характер междисциплинарной теории, то изначально он возник в рамках экономической науки и имел, в основном, сугубо экономические предпосылки. Дело в том, что с конца XIX века имеет место значительное усложнение производственных технологических процессов и резко повышаются требования к организации предприятий. В этих условиях становится очевидным, что экстенсивный путь развития полностью исчерпал себя, и начинают предприниматься активные поиски способов повышения эффективности деятельности предприятий за счет внутренних резервов.
Ценность трудов Ф. Тейлора заключается в том, что благодаря его теории впервые было достигнуто многократное увеличение производства продукции не за счет расширения самого производства, а через модернизацию системы стимулирования труда работников. Ф. Тейлор и его единомышленники на основе анализа характера и содержания трудовых операций обосновали различные способы их совершенствования. За счет рекомендаций, ограничивавшихся, казалось бы, системой стимулирования, было обеспечено получение значительной прибыли. Сама возможность резкого повышения эффективности производства без его расширения стала причиной возникновения целой плеяды работ в этом направлении, оформившейся в конечном счете в школу научного управления, или научный менеджмент.
Фундамент классического менеджмента составляют работы Г. Черча, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и др., в которых был реализован новый подход к управлению предприятиями. Этим исследователям удалось не просто переосмыслить новые управленческие функции администрации и выработать практические рекомендации, но и подняться до разработки новых принципов управления производством.
Первоначально была очевидна ориентация менеджмента исключительно на экономические вопросы организации: хронометрическое изучение трудовой деятельности и повышение индивидуальной производительности труда, функциональный анализ и оптимизацию деятельности администрации, разработку нормативов труда и отдыха работников и т.д. Главным при этом считалось обеспечение высокого конечного результата.
2. Психологические направления в менеджменте
В 40-е годы нынешнего столетия возникает психологическое направление в менеджменте как своеобразной школы человеческих отношений, утверждающих, что мотивацию человека к более производительному труду можно обеспечивать не только через материальное вознаграждение, но и через изучение особенностей деятельности, установок и взаимоотношений работников предприятий. Начало интенсивной "психологизации" менеджмента связано с научными исследованиями Э. Мэйо. Именно им была убедительно доказана приоритетность психологических аспектов менеджмента в обеспечении эффективности производства. Новые высокоэффективные пути оптимизации производства были результатом использования неформальной структуры взаимоотношений в организации.
В связи с этим были кардинально пересмотрены сложившиеся требования к менеджерам и функциям организации. Менеджеры должны были теперь не только увеличивать прибыль, но и искать пути объединения работников вокруг целей организации. Было преодолено одностороннее, сугубо экономическое понимание менеджмента. И теперь успешность производственного процесса увязывалась не только с технико-экономическими, но и социальными составляющими производства. Были найдены эффективные механизмы административного регулирования, когда отдельные функции администрации (целеполагание, планирование, принятие решений, корректировка норм выработки и др.) стали передаваться рабочим группам. Концептуальную основу этих преобразований составлял личностно-ориентированный подход, одним из принципов которого было утверждение, что люди с большим энтузиазмом будут выполнять принятые ими решения. Кроме того, организации стали рассматриваться как социальные системы, а работники -как их центральное звено.
Значимость психологической школы менеджмента, по мнению доктора Рена, заключается в том, что были актуализированы самые высшие, социальные потребности человека. Была обоснована необходимость снятия отрицательных эффектов сверхспециализации труда и найдена новая формула управления, утверждавшая необходимость трансформации иерархичности власти в так называемый "менеджмент участия". На основе экспериментальных исследований было доказано влияние неформальных отношений в производственных коллективах на производительность труда. Был задан импульс целому ряду исследований, направленных на специальное изучение особенностей взаимодействия формальной и неформальной сторон организации. Исследование структур организации осуществлялось на основе социометрии и многочисленных опросов. Их результатом выступили социально-психологические рекомендации, ориентированные, главным образом, на оптимизацию морального климата в коллективах.