Психологические направления в менеджменте

1. Возникновение теории педагогического менеджмента

В научной литературе теперь общепризнано, что теоретические и практические источники менеджмента возникали уже в XIX веке, од­нако становление менеджмента как научной теории и практики уп­равления относится к началу XX века.

Основоположником теории менеджмента справедливо считают Фредерика Тейлора, чьи работы знаменовали собой концептуальное оформление менеджмента. Если в современных условиях менеджмент все более и более принимает характер междисциплинарной теории, то изначально он возник в рамках экономической науки и имел, в основ­ном, сугубо экономические предпосылки. Дело в том, что с конца XIX века имеет место значительное усложнение производственных технологических процессов и резко повышаются требования к орга­низации предприятий. В этих условиях становится очевидным, что экстенсивный путь развития полностью исчерпал себя, и начинают предприниматься активные поиски способов повышения эффек­тивности деятельности предприятий за счет внутренних резервов.

Ценность трудов Ф. Тейлора заключается в том, что благодаря его теории впервые было достигнуто многократное увеличение производ­ства продукции не за счет расширения самого производства, а через модернизацию системы стимулирования труда работников. Ф. Тей­лор и его единомышленники на основе анализа характера и содержа­ния трудовых операций обосновали различные способы их совершен­ствования. За счет рекомендаций, ограничивавшихся, казалось бы, системой стимулирования, было обеспечено получение значительной прибыли. Сама возможность резкого повышения эффективности про­изводства без его расширения стала причиной возникновения целой плеяды работ в этом направлении, оформившейся в конечном счете в школу научного управления, или научный менеджмент.

Фундамент классического менеджмента составляют работы Г. Черча, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и др., в которых был реализован новый подход к управлению предприятиями. Этим исследователям удалось не просто переосмыслить новые управленческие функции администрации и выработать практические рекомендации, но и под­няться до разработки новых принципов управления производством.

Первоначально была очевидна ориентация менеджмента исключи­тельно на экономические вопросы организации: хронометрическое изучение трудовой деятельности и повышение индивидуальной про­изводительности труда, функциональный анализ и оптимизацию дея­тельности администрации, разработку нормативов труда и отдыха работников и т.д. Главным при этом считалось обеспечение высокого конечного результата.

2. Психологические направления в менеджменте

В 40-е годы нынешнего столетия возникает психологическое направление в менеджменте как своеобразной школы человеческих отношений, утверждающих, что мотивацию человека к более произ­водительному труду можно обеспечивать не только через материаль­ное вознаграждение, но и через изучение особенностей деятельнос­ти, установок и взаимоотношений работников предприятий. Начало интенсивной "психологизации" менеджмента связано с научными исследованиями Э. Мэйо. Именно им была убедительно доказана при­оритетность психологических аспектов менеджмента в обеспечении эффективности производства. Новые высокоэффективные пути опти­мизации производства были результатом использования неформаль­ной структуры взаимоотношений в организации.

В связи с этим были кардинально пересмотрены сложившиеся требования к менеджерам и функциям организации. Менеджеры должны были теперь не только увеличивать прибыль, но и искать пути объединения работников во­круг целей организации. Было преодолено одностороннее, сугубо эко­номическое понимание менеджмента. И теперь успешность производ­ственного процесса увязывалась не только с технико-экономически­ми, но и социальными составляющими производства. Были найдены эффективные механизмы административного регулирования, когда отдельные функции администрации (целеполагание, планирование, принятие решений, корректировка норм выработки и др.) стали пере­даваться рабочим группам. Концептуальную основу этих преоб­разований составлял личностно-ориентированный подход, одним из принципов которого было утверждение, что люди с большим энтузи­азмом будут выполнять принятые ими решения. Кроме того, органи­зации стали рассматриваться как социальные системы, а работники -как их центральное звено.

Значимость психологической школы менеджмента, по мнению доктора Рена, заключается в том, что были актуализированы самые высшие, социальные потребности человека. Была обоснована необ­ходимость снятия отрицательных эффектов сверхспециализации тру­да и найдена новая формула управления, утверждавшая необходимость трансформации иерархичности власти в так называемый "менеджмент участия". На основе экспериментальных исследований было доказа­но влияние неформальных отношений в производственных коллекти­вах на производительность труда. Был задан импульс целому ряду исследований, направленных на специальное изучение особенностей взаимодействия формальной и неформальной сторон организации. Исследование структур организации осуществлялось на основе соци­ометрии и многочисленных опросов. Их результатом выступили социально-психологические рекомендации, ориентированные, глав­ным образом, на оптимизацию морального климата в коллективах.