Краткое содержание оперы.

Опера открывается оживленной сценой в Летнем саду. “Наконец-то Бог послал нам солнечный денек”, - восклицают гуляющие по аллеям сада нянюшки, бабушки, гувернантки, дети.

Гусары Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет он проводит в игорном доме, наблюдая за игрой, но сам к картам не притрагивается.

Появляется Герман. Он мрачен и задумчив. Графу Томскому Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, и принадлежать ему не может. В этом месте звучит его первое ариозо “Я имени ее не знаю”, которое заканчивается страстными репликами Германа “Я болен, болен, я влюблен”.

Появляется князь Елецкий. Он сообщает друзьям о предстоящей женитьбе. Его невеста Лиза как раз в этот момент входит вместе со своей бабушкой, старой Графиней, в сад. В Лизе Герман узнает свою возлюбленную. При этой встрече тягостные предчувствия охватывают всех участников сцены. “Мне страшно”, - одновременно говорят Лиза, Графиня, Герман, Томский и Елецкий. Их голоса полны тревоги и ужаса.

Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о графине, которая в дни молодости в Париже проиграла целое состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала от графа Сен-Жермена тайну трех карт, поставив на которые, вернула весь проигрыш.

Анекдот, рассказанный Томским, показался Сурину и Чекалинскому забавным. Они в шутку предлагают Герману воспользоваться тайной старой Графини. Но все мысли Германа поглощены Лизой. Внезапно начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть.

С первой картиной резко контрастирует идиллически-светлым настроением вторая картина оперы - девичник в комнате Лизы. С одной из своих подруг, Полиной, она поет элегический дуэт “Уж вечер, облаков померкнули края...” на стихи В.А. Жуковского. По просьбе девушек Полина поет любимый Лизин романс “Подруги милые”. Этим романсом Чайковский передает и тревогу, охватившую Лизу, и предчувствие страданий, которые ей еще предстоит перенести. Мрачное настроение Лизы девушки пытаются рассеять русской пляской с пением “Ну-ка, светик Машенька, ты попой, попляши...”. Лиза не принимает участия в общем веселии подруг. Танцы прерывает вошедшая гувернантка. Она выговаривает этим молодым княжнам и графиням: “Девушкам вашего круга надо приличия знать. Не стыдно ли вам плясать по-русски!”

Подруги расходятся. Оставшись одна, Лиза не может больше притворяться. В ее ариозо - тоска и сомнения. Она поет: “Откуда эти слезы, зачем оне...”. Она не любит своего знатного жениха. Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Внезапно её ариозо прерывается: в дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе в любви. Покорно и печально звучит его ариозо “Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой...”. Лиза просит Германа уйти.

Стук в дверь прерывает свидание. Входит старая Графиня, разбуженная шумом в комнате внучки. Скрывшийся за портьерой Герман вспоминает о трех картах. У него возникает мысль овладеть тайной, разбогатеть и соединиться с любимой, но страх побеждает: “Могильным холодом повеяло вокруг. О, страшный призрак, смерть, я не хочу тебя!”. Когда Лиза, проводив бабушку, возвращается, Герман приходит в себя. Жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством, но тяжелые аккорды медных духовых инструментов, сопровождающие музыку дуэта, вносят зловещий колорит и предвещают трагическую развязку.

Третья картина как бы отстраняет основные драматические события оперы. На сцене - бал-маскарад в доме богатого екатерининского вельможи. Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет Лизу в своей любви и преданности.

Среди гостей Герман. Его приятели Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над ним. Начинается вставное интермеццо - спектакль в спектакле - под названием “Преданность пастушки”, разыгранный для “дорогих гостей” силами домашнего театра. Музыка этого номера стилизована Чайковским под французские оперы ХVII века. Особенно известен галантный дуэт Прилепы и Миловзора “Мой миленький дружок”. Тем не менее именно в этой вроде бы отстраняющей основное действие картине происходит важнейшее событие в развитии драмы. Идея обладания тайной трех карт становится для Германа маниакальной. В его сознании совершается необратимый перелом: средство превращается в цель.

Лиза дает ему ключ от спальни Графини и Герман понимает, что судьба его решена. Сомнений уже нет: “Сама судьба так хочет, и я буду знать три карты”. Симфоническое заключение этой картины не оставляет никакой надежды на благополучное разрешение ситуации.

Четвертая картина оперы - кульминация в развитии мотивированных, т.е. осмысленных отношений действующих лиц оперы до тех пор, пока управлять действием и поведением героев не стал рок. То, что происходит с героями оперы в четвертой картине, могло бы произойти с каждым человеком в реальной жизни. Потусторонние силы пока не вмешиваются в ход событий.

Ночь. Темно. При свете свечей в пустую спальню Графини входит Герман. Он с волнением всматривается в ее портрет в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. Старую графиню под руки ведут горничные и приживалки. Их раболепный хор “Благодетельница наша...” Графиня прерывает грубым окриком. Усаженная в кресло и освобожденная от всех париков и наколок, графиня предается воспоминаниям: “Ах, постыл мне этот свет!”. Она поет песню своей молодости - романс из оперы французского композитора Гретри “Ричард - львиное сердце”. Эта прямая цитата Чайковского воспринимается в напряженном сценическом действии как “голос с того света”. Песня звучит все тише и тише. Графиня засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Смертельный испуг старухи передает звучание оркестра. Герман в страстном ариозо умоляет ее открыть ему тайну трех карт. Графиня молчит. Взбешенный, Герман грозит ей пистолетом. Испуганная старуха умирает, а вместе с ней от Германа уходит и тайна трех карт. Близкий к безумию, Герман не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы, которая понимает, что уже не она, а тайна трех карт была нужна её любимому.

Пятая картина оперы происходит в полковых казармах, где живет Герман. Поздним вечером он перечитывает письмо Лизы, в котором она просит его в полночь прийти на свидание и рассеять все её подозрения. Герман вновь переживает все случившееся. В его воображении встают картины смерти и похорон Графини. В вое ветра за стенами его комнаты ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Наступает душераздирающая кульминация этой картины - перед Германом появляется призрак Графини. Она пришла, чтобы открыть Герману тайну. Призрак Графини монотонно и бесстрастно, на одном тоне, произносит: “Я пришла к тебе против воли, но мне велено исполнить твою просьбу: возьми Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семерка, туз”. Герман, как в бреду, повторяет эти слова. Зрители понимают, что наконец-то последнее препятствие перед надвигающейся трагедией устранено. Герман овладел тайной. Теперь развязка не заставит себя ждать.


Шестую картину оперы Чайковский посвящает Лизе. Её открывает очень мрачное оркестровое вступление, готовящее зрителей к трагическому завершению картины. Лиза любит Германа и еще надеется, что не он стал причиной смерти Графини. Как горестная жалоба звучит ее ариозо “Ах, истомилась, устала я”. Башенные часы бьют полночь, но Германа все нет. Наконец он появляется, и из его бессвязных слов Лиза убеждается, что он убийца старухи. Маниакальная страсть завладеть несметными богатствами настолько прочно вошла в сознание Германа, что он не узнает даже Лизу. Лиза понимает, что он погиб. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: “В игорный дом!” - убегает. Гибель любимого означает гибель и для Лизы. Она бежит к набережной и бросается в ледяную реку.

Седьмая картина оперы происходит в игорном доме. Начинается она беззаботным хором игроков “Будем петь и веселиться, будем жизнию играть!” Хор сменяется шутливой песней Томского “Как в ненастные дни собирались они часто...”. Это веселье нарушается появлением мрачного Германа. Друзья в ужасе от его вида. Они его спрашивают, уж не в аду ли он был. Герман просит разрешения поставить карту, потом другую. Обе выигрывают огромную сумму. Все потрясены происходящим и начинают подозревать, что “здесь что-нибудь не так”. Упоенный победой, Герман поет свою знаменитую арию “Что наша жизнь? - Игра! Добро и зло - одни мечты! Труд, честность - сказки для бабья! Кто прав, кто счастлив здесь, друзья! - Сегодня ты, а завтра я!” После этого Герман решает разыграть третью карту, но банкомет отказывается с ним играть.

Вызов Германа принимает князь Елецкий. В этом был тонкий драматургический расчет авторов оперы. Именно Елецкого, несостоявшегося мужа, судьба выбрала орудием возмездия. Такой поворот событий смущает Германа, но он твердо уверен в предсказании Графини. Не глядя на карту, он объявляет: “Мой туз!”. - “Нет, ваша дама бита” - слышит он в ответ. В руках Германа вместо туза оказывается дама пик. Герману кажется, что дама на карте превратилась в старуху и злобно подмигнула ему. Не в силах перенести это потрясение, Герман закалывается. Когда в последнее мгновение к нему возвращается сознание, то ему чудится прекрасный образ Лизы, которая прощает его. С ее именем на устах Герман умирает.

В зале и на сцене глубокое оцепенение. Хор мужских голосов поёт последнюю заупокойную молитву несчастному Герману: “Господь, прости ему и упокой его мятежную и измученную душу”. Под тихо звучащую мелодию несостоявшейся любви медленно закрывается занавес.

 

Такое завершение оперы имеет глубокий смысл: Чайковский возвращает Герману подлинно человеческий облик и тем самым подчеркивает, что в своем герое он видит жертву судьбы и жизненных обстоятельств, которые привели к гибели и его, и Лизу.


* * *

 

В апреле 1891 года Чайковский, единственный из иностранных композиторов, был приглашен участвовать в грандиозном музыкальном фестивале по случаю открытия в Нью-Йорке Карнеги-холла - крупнейшего концертного зала Америки на 2 тысячи человек. Прием был радушным и искренним. Концерты Чайковского на открытии Карнеги-холла прошли с грандиозным успехом.

Одним из свидетельств необычайной популярности и славы Чайковского за пределами России стало присвоение ему в 1893 году почетного звания доктора Кембриджского университета в Англии без защиты диссертации. Одновременно с Чайковским этого звания были удостоены Эдвард Григ и Камиль Сен-Санс.

Годом раньше Чайковский был избран членом-корреспон-дентом Парижской Академии изящных искусств.

В мае 1892 года Чайковский наконец-то находит для себя постоянное место жительства. Чтобы обеспечить необходимые для творчества уединение и покой, Чайковский купил небольшой дом на окраине Клина. Выбор был сделан не случайно. Клин находится у магистральной железной дороги, связывающей Москву с Петербургом. Чайковскому одинаково удобно было ездить по делам в эти обе столицы. При желании и друзья его могли без особых дорожных проблем посещать Чайковского. Сам композитор все более убеждался в том, что жить в русской деревне - настоящая потребность его натуры.

 

* * *

 

Исключительно разнообразно творчество П.И. Чайковского последних трех лет жизни. Сразу же после “Пиковой дамы” был сочинен струнный секстет “Воспоминание о Флоренции”. Позже появляются камерная лирическая опера “Иоланта” на сюжет из “рыцарских времен” и балет “Щелкунчик”. Дирекция императорских театров, заказавшая эти два сочинения, предлагала ставить их в один вечер: первое отделение - опера, второе - балет.

В основу двухтактного балета “Щелкунчик” положена подробнейшая программа, составленная балетмейстером Мариусом Петипа по мотивам сказки Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”. Сам автор назвал этот балет феерией, а исследователи - лирико-характеристическим балетом, в котором классический танец сочетается с характерным и пантомимой, а музыкальное развитие насыщено симфонизмом.