Краткое содержание оперы.

Пятнадцать лет назад у Весны и Деда Мороза родилась дочка Снегурочка, и с тех пор разгневанный Ярило-солнце не дает земле достаточно света и тепла. Появляется Дед Мороз. Он обещает покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Весна и Мороз решают отпустить Снегурочку в слободку Берендеевку под присмотр Бакулы-бобыля. Поручив Лешему охранять Снегурочку, Мороз и Весна уходят.

Толпа берендеев везет в лес чучело Масленицы и справляет веселый обрядовый праздник. К великой радости Бобыля, Снегурочка просит взять ее в дочки.

Вечереет. Пастух Лель идет на ночлег к Бобылю. За песни, что он поет, Снегурочка дарит ему цветок. Заслышав зов веселых подружек, Лель бросает цветок и убегает к ним. Снегурочка обижена. К ней подходит Купава и делится своим счастьем - ее любит Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Появляется Мизгирь. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбляется в нее и отказывается от Купавы. Народ, возмущенный изменою Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у справедливого царя Берендея.


При всем народе судит Берендей Мизгиря. Его приговаривают к изгнанию. Увидев красоту Снегурочки, царь Берендей понимает, что именно через нее будет всем берендеям избавление от немилости Ярилы-солнца. Он объявляет, что тот, кто сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь клянется зажечь сердце Снегурочки.

Вечером, накануне Ярилина дня, молодежь водит хороводы. Лель поет свои прекрасные песни. В награду за это царь предлагает выбрать ему любую девушку. Снегурочка просит выбрать ее, но Лель идет к Купаве и нежно целует ее. Обиженная, Снегурочка убегает в лес. Мизгирь пытается преследовать ее, но Леший заманивает его в непроходимую чащу.

На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая благодарит своего нового жениха за спасение от позора. Снегурочка в отчаянии просит у матери Весны сердечного тепла. Та в ответ надевает на голову Снегурочки волшебный венок - и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир. Счастливый Мизгирь ведет Снегурочку к царю.

Наступает Ярилин день - праздник лета. Но Снегурочка боится солнечных лучей. Яркий луч попадает на Снегурочку, и она начинает таять. Сцена таяния Снегурочки - один из трогательнейших эпизодов в мировой музыкальной литературе. В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Гибнет прекрасная Снегурочка, в отчаянии бросается в озеро Мизгирь. В финале оперы звучит гимн Солнцу - источнику света и жизни на земле.

 

Мусоргский не заметил “Снегурочки”, чем больно ранил Римского-Корсакова.

Примерно со второй половины 90-х гг. начинается наиболее интенсивный период оперного творчества Римского-Корсакова. Открывается этот период оперой “Ночь перед рождеством” по Гоголю.

В этой опере большое количество оркестровых пейзажных картин: вступление, рисующее морозный зимний вечер, полет Вакулы на Черте в Петербург и обратно, игры и танцы звезд, утренняя заря над Диканькой, помпезный бал в Екатерининском дворце.

На протяжении 80-х годов композитор сочиняет преимущественно инструментальную музыку. К лучшим сочинением в этом жанре относятся “Испанское каприччио” и симфоническая сюита “Шехеразада”.

Сюита состоит из четырех частей. Первая часть называется “Море и синдбадов корабль”; вторая часть - “Рассказ Календора-царевича”; третья часть - “Царевич и царевна”; четвертая часть - “Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником”. Эти эпизоды заимствованы композитором из восточных сказок “1001 ночь”, в которых красавица Шехеразада в течение двух с половиной лет еженощно рассказывает грозному султану Шахриару занимательные истории и тем спасает свою жизнь, ибо Шахриар поклялся казнить каждую из своих жен после первой ночи, настолько он разуверился в верности женщин.

Четыре контрастные части сюиты связаны между собой двумя сквозными темами. Первый раз они звучат во вступлении к сюите. Первая тема - это тема грозного султана Шахриара. Вторая - рисует обаятельный образ самой рассказчицы Шехеразады. Эту изысканную, прихотливую и в то же время мечтательно-задумчивую тему композитор поручил скрипке-соло в сопровождении мягких арпеджированных аккордов арфы.

Музыка сюиты носит ярко выраженный восточный колорит.

 

* * *

 

Опера-былина “Садко” была закончена композитором в 1896 году. Это 6-я опера композитора. В основу либретто положены былины новгородского цикла о гусляре и мореплавателе Садко.

Опера не была принята к постановке дирекцией императорских театров. Как вспоминал сам композитор, царь Николай II заявил: “Нечего ставить “Садко”. Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее”. Постановку оперы взял на себя Московский частный оперный театр С.И. Мамонтова.

В опере объединены два мира: мир реальный и мир фантастический (подводное царство). Эти два мира соединяет гусляр Садко.

Главная тема оперы - волшебная сила искусства. Своим даром воздействия на людей и силы природы Садко напоминает античного Орфея. Однако их рознит мотивация собственных поступков: Орфей действовал во имя любви, а Садко - во славу Отечества.