Краткое содержание оперы в 4-х действиях с эпилогом.

В основу сюжета оперы положено историческое событие - патриотический подвиг крестьянина села Домнино Костромской губернии Ивана Осиповича Сусанина, совершенный им в начале 1613 года. Москва к тому времени была уже освобождена от поляков, но отряды захватчиков еще бродили по Руси. Чтобы помешать полному освобождению страны войском под предводительством Минина и Пожарского, один из таких “диверсионных” отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, находившегося вместе с матерью неподалеку от села Домнина в Ипатьевском монастыре. Поляки не знали дороги через непроходимые леса и решили сделать своим проводником Сусанина. Однако тот завел захватчиков в самые глухие непроходимые места погубив их. Сусанин погиб и сам, но спас молодого царя - символ тогдашней русской национальной государственности.

Этот патриотический подвиг был художественно разработан в поэтической думе “Иван Сусанин” поэтом-декабристом К. Рылеевым. Композиционный план своей будущей оперы Глинка во многом заимствовал из этого поэтического произведения.

Драматургия оперы предельно ясна. Первый акт - экспозиция русского лагеря и введение в действие. Второй акт - контрэкспозиция, то есть характеристика лагеря польской шляхты. В финале этого акта - завязка действия - решение польского короля Сигизмунда II выступить в военный поход против новоизбранного царя Михаила Романова. Третий акт - развитие сквозного сюжетного действия: мирное семейное счастье Сусаниных сменяется неожиданными драматическими событиями. Четвертый акт, первая картина: попытка спасти Сусанина, когда приемный сын Ваня перед воротами монастыря будит русских ратников и вторая картина - сцена в лесу, последний и решающий поединок Сусанина с поляками. Эпилог оперы - картина торжества русского народа.

Лагерь русских людей (силы действия) охарактеризованы в опере очень многообразно и разнопланово, а лагерь поляков - достаточно статично, лишенным действия образом. Они все - лишь неуемно горделивые завоеватели. Блестящие танцы: мазурка, полонез, вальс, краковяк - вот их музыкальная характеристика. В следующих двух актах эти два музыкальных пласта оперы активно взаимодействуют. Во второй картине 4 действия музыка русского лагеря получает мощное выражение в знаменитой арии Сусанина “Ты взойдешь, моя заря”, а от былого блеска польской мазурки не остается и следа. Так в специфически музыкальной форме композитор дал итог драматического конфликта оперы. Все это было невиданным и неслыханным в русской музыке до Глинки.

 

Из всего многообразия чувств русского народа Глинка выделяет главное - патриотизм. В развитии этого чувства, как побудительного к действию мотива, Глинка и утверждает основную идею оперы.

В своей опере М. Глинка резко повысил драматургическую роль хора. Именно хор, олицетворяющий на сцене великий русский народ, становится одним из главных действующих лиц оперы. После Глинки это стала традицией практически для всех русских оперных композиторов.


Финальный хор оперы представляет собой величественный апофеоз русской народной мощи, равного которому нет ни у одной оперы в мире. Подобное решение можно найти в финале 9-ой симфонии Бетховена.

Премьера оперы состоялась в декабре 1836 года в Большом театре в Петербурге. Театр был переполнен. Среди прочих зрителей был и А.С. Пушкин. Опера была с восторгом принята передовой частью русского общества.

Формально первой русской историко-патриотической оперой была опера К. Кавоса на либретто А. Шаховского “Иван Сусанин”. Однако по типу драматургии и образному строю опера Кавоса не возвышается над уровнем обычных жанрово-бытовых опер того времени. Трактовка героического сюжета в опере наивна и сентиментальна. Даже трагическая развязка оперы преодолевается “счастливой случайностью”: в миг, когда поляки заносят меч головой Сусанина, в лесу появляется русский отряд, спасающий героя. Опера заканчивается хором:

 

Пусть злодей страшится

И грустит весь век,

Должен веселиться

Русский человек.

 

Нужен был гений Глинки, его чувство сценической правды, чтобы придать подвигу героя подлинную трагедийность, сделать этого крестьянина живым, узнаваемым из зала человеком, а не оперно-условным поселянином. Знаменитый хоровой финал оперы Глинки явился для того времени художественным открытием, поставившим оперного русского композитора в один ряд с самыми известными западноевропейцами.

“Эпилог спектакля, представляющий ликование народа в Кремле, поразил меня самого. Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустился занавес”, - позже вспоминал Глинка в “Записках”.

Аристократы оперу “Иван Сусанин” сначала долго презирали, не находя в ней ничего, кроме “мужицкой музыки”. Однако сам характер сюжета и милостивая реакция императора заставили злые языки замолчать до поры до времени.


До оперы “Жизнь за царя” Глинку даже образованная публика считала композитором, стоящим на одном уровне с Варламовым, Гурилевым, авторами популярных в то время сентиментальных романсов. Премьера же оперы поставила имя Глинки в один ряд с самыми величайшими оперными композиторами Европы.

“Жизнь за царя” - первая русская опера, в которой не было ничего подражательного западным образцам. Её национальная принадлежность узнается слухом сразу же и безоговорочно.

В скором времени Глинка получил за оперу императорский подарок: перстень в 4000 рублей и хорошо оплачиваемое место капельмейстера в придворной Певческой капелле.

 

* * *

 

Идея новой оперы на сюжет поэмы “Руслан и Людмила” возникла у композитора еще при жизни Пушкина. Сам поэт, хорошо знавший творчество композитора, предлагал сделать план либретто. Осуществиться намерению помешала безвременная смерть Пушкина.

Глинка первым из русских композиторов, создавая крупное произведение, обратился к Пушкину. После Глинки это стало традицией в русской музыке. Вслед за “Русланом” появляются “Русалка” и “Каменный гость” Даргомыжского, “Борис Годунов” Мусоргского, “Моцарт и Сальери”, “Сказка о царе Салтане” и “Золотой петушок” Римского-Корсакова, “Евгений Онегин”, “Мазепа”, “Пиковая дама” Чайковского, “Алеко” и “Скупой рыцарь” Рахманинова и многие другие сценические произведения на сюжеты А.С. Пушкина.