Постановка звука
Работа по постановке звука включает следующие моменты:
— создание слухового образа звука;
— формирование зрительного образа звука (показ и словесное описание положения губ, зубов и языка логопедом);
__формирование ощущения правильного положения органов артикуляции. Уточнение положения органов артикуляции ребенком. (Губы растянуты в улыбку или вытянуты в трубочку? Язык внизу или вверху? Дрожит или не дрожит язычок? «Спит» или «не спит» голосок?);
— формирование кинестетического образа звука с помощью пальцев рук, муляжей, игрушек;
— формирование правильного артикуляционного уклада;
— развитие простых видов фонематического анализа и синтеза;
— развитие переключаемости органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движений и мимики.
Воспроизведение звуковых и слоговых рядов должно вестись с опорой на наглядность и преподноситься в игровой форме. В качестве наглядного материала могут использоваться игрушки или картинки. Например, мама Курица убеждает Цыпленка не ходить далеко. Произносятся слоги низким голосом: Ко-ко-ко-ко. Цыпленок не послушался. Произносятся слоги пи-пя-пе-пю высоким голосом. Цыпленок пошел и заблудился. Слоги произносятся печально. Его увидела Кукушка (ку-ку-ку-ку)и сообщила Курице, где находится Цыпленок. Папа Петух ругает Цыпленка (ку-ка-ре-ку), а мама — защищает сыночка (ко-ко-ко-ко). Дети старшего возраста сами комментируют, о чем могут говорить персонажи или игрушки.
Произнесение слогов ведется от имени неодушевленных предметов (Ветра и Дерева, Снежинок и Сугроба и т. д.).
На этом этапе используются следующие слоговые сочетания:
па-по, пу-пы;
па-пу-пы, пы-по-па;
ба-бу-бо, бы-ба-бу;
пи-пю, пи-пю;
та-ту;
то-ты-тэ;
та-ту-ты-тэ;
до-ду-дэ;
ти-тя-те;
ди-дя-де;
пта-пту-пто-пты-птэ;
бда-бду-бдо-бды-бдэ;
ва-во-ву-вы-вэ; вя-ве-вю-ви;
фта-фту-фты-фто; фтя-фтю-фти-фте;
ма-му-мо-мы-мэ;
на-ну-но-ны-нэ;
мна-мно-мну-мны-мнэ;
пти-птя-пте-птю; бди-бдя-бде-бдю;
па-та-ка;
по-то-ко;
то-ко-хо.