Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса
Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые логопедом и воспитателем, способствуют постановке правильного речевого дыхания.
При работе с детьми над речевым дыханием, голосовыми модуляциями, силой и громкостью, темпом и тоном голоса следует опираться на образец педагога, используя имитационную способность детей.
Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
— вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи — через рот;
— вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
— в выработке длительного ротового выдоха;
— в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Внимание педагога, работающего с ребенком над выработкой правильного речевого дыхания, должно быть сосредоточено на следующих моментах:
— во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;
— грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;
— живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе — опускаться;
— во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;
— вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным;
— сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;
— говорить только на выдохе.