Творчество Жана Батиста Мольера.

Создателем комедии классицизма стал Жан Батист Мольер (1622-1673). Мольер - это псевдоним, настоящая фамилия - Поклен. Актёр и драматург сменил имя, что бы не позорить отца - почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной.

Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех.

Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию - "Тартюф, или Обманщик". Главный персонаж - пройдоха и обманщик, лице мер и сладострастник - носил сутану, и власть имущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию "Общество Святых даров". Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре.

В пьесе "Дон Жуан, или Каменный гость" (1665 г.) драматург обработал известный сюжет о бурной жизни повесы аристократа и о справедливом возмездии, настигающем его за грехи и богохульство. Герой Мольера - вольнодумец и скептик, человек XVII столетия.

По-иному, чем в "Дон Жуане", мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в "Мизантропе" (1666 г.). Здесь уже звучали драматические, даже трагические мотивы. Мольеровский смех стал "смехом сквозь слезы" - ведь главная мысль пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.

Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила.

Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера похоронили за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.

 

 

История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следующем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший - и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения.

 

Классицизм (вт. пол. XVII – XIX вв.) - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, воплотившийв сфере художественного творчества, на языке худодественных образов основные социальные и идейные принципы. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца XVI столетия. В XVII в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в XVIII – начале XIX вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Классицизм предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность. Французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления XVII в. Основные жанры: высокие (трагедия, ода, эпос) и низкие (комедия, басня, сатира).

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля («Сид», «Гораций», «Никомед»), которого называли отцом французской классической трагедии; Ж.Расина («Андромаха», «Ифигения», «Федра», «Гофолия») и Ж.Б. Мольера («Смешные жеманницы», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан», «Тартюф»).

Корнель Пьер (1606–1684) - французский драматург, Член Французской академии, оосновоположник классицистской трагедии во Франции. Произведения: «Мелита», «Вдова», «Галерея суда», «Сид», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский» и др.

Первый драматургический опыт – комедия в стихах «Мелита».

Пьеса Корнеля – «Сид» – оказалась переломной не только для самого драматурга, но и для истории всего мирового театра. Поставленная на сцене театра «Маре», она ознаменовала наступление новой театральной эпохи. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным. «Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров.

Корнель был первым великим французским драматургом, основоположником классицистской трагедии, создателем французского трагического театра.

Расин Жан (1639–1699) - французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Является соперником Корнеля.

Единственная комедия Расина «Сутяги», трагедии «Британник», «Андромаха», «Тит и Береника», «Баязет», «Ифигения», «Федра» и др. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение.

Основным принципом творчества Расина было тяготение к простоте и правдоподобию. Чрезвычайно большое значение в драматургии имеет язык. Его герои и героини говорят языком современного образованного общества, без всяких прикрас. Расин умело вводил в свои трагедии самые обыкновенные фразы разговорного языка, которые получали у него высокое поэтическое звучание.

Французские театры: «Маре», «Бургунский отель», «Итальен комедии», «Комедии францез», «Пале-Карденаль».