WILL-архитектура

Эта архитектура интенсивно использует метафоры и понятия, традиционно применяемые к описанию человеческой интеллектуальной деятельности, что делает ее привлекательной и понятной, но от этого она не становится в чем-то принципиально новой по отношению к другим архитектурам, а, как представляется, только отдаляет возможность ее практической реализации. Однако авторы утверждают, что это наиболее простая архитектура автономного агента. Следует, однако, принимать во внимание, что это архитектура рассчитана на одного агента, который имеет одну цель и его функционирование направляется его собственными мотивами, которые автор называет интересами (“concerns”). Вопрос о методах кооперации и коммуникации агентов такой архитектуры авторы оставляют без внимания. Эта архитектура представлена на рис.13.

Для того, чтобы агент функционировал в мире рационально, ему необходимы различные функции, включая восприятие. Авторы предполагают, что агент имеет для каждой из этих функций отдельный модуль. В частности, они предполагают, что агент имеет Сенсорный блок, Планировщик и Исполнительное устройство в качестве базовых модулей, которые каким-то образом должны быть интегрированы.

 

 


Главной проблемой при этом является вопрос о том, как организовать совместную согласованную работу этих модулей, в частности, согласовать взаимодействие потоков информации и потоков управления. Чтобы решить проблему согласованного взаимодействия потоков информации, они предлагают применить нечто вроде схемы “бродкастинга”, когда соединены все входы и все выходы модулей между собой, так что любое сообщение, генерируемое тем или иным блоком становится доступным любому другому блоку. Все эти сообщения собираются в глобальном буфере, который называется Памятью. Все блоки могут читать информацию из Памяти, кроме Сенсоров, и все они могут писать информацию в Память, кроме Исполнительного устройства. Каждый модуль может просто брать информацию из памяти, когда ему это нужно.

Авторы этой архитектуры полагают, что цели системы могут меняться и генерироваться “изнутри” агента, будучи обусловленными некими фундаментальными целями агента, которые авторы называют “интересами“ (“concerns”).

 

 


Они определяются как некие предпочтения агента находиться в каких-то состояниях и каких-то состояний избегать. Когда агент получает информацию, которая в соответствии с его интересами отвечает предпочтительному состоянию (скажем, температура среды равна 20 градусов), то генерируется внутренний сигнал о том, что желательно, чтобы в этом состоянии среда оставалась и в будущем. Для каждого состояния внешней среды агент должен уметь оценивать меру его релевантности своим интересам (нечто вроде заряда статического электричества - в объяснении авторов). Это означает, что когда некий модуль обращается к памяти, он “видит“ тот ее фрагмент, который имеет “наибольший заряд“ и обрабатывает этот фрагмент. Наибольшее внимание модуля привлекается к тому событию, с которым агент не знает, что делать.

Авторы утверждают, что главное новшество этой архитектуры в наличии блока Память и использовании понятия Интересы, однако модуль Память по существу близок к тому, что мы привыкли называть доской объявлений, а понятие Интересы по содержанию близко к известному в теории агентов понятию Желания агента. С другой стороны, авторы не анализируют сложность проблемы организации согласованной работы различных модулей агента в этой архитектуре, которая по существу может быть реализована только при высоком уровне самоорганизации системы, алгоритмы которой могут оказаться самым тонким местом при попытке реализации.