НА ИХ ПОВЕРХНОСТИ
Технический рисунок геометрических тел начинают выполнять с аксонометрических осей и построения на них оснований этих тел. Порядок построения технического рисунка геометрических тел ничем не отличается от порядка построения наглядного изображения с помощью чертежных инструментов. Разница состоит лишь в том, что наглядное изображение строят с помощью чертежных инструментов и по размерам, а технический рисунок — от руки, на глаз, с соблюдением пропорций предмета.
Чтобы выразительнее показать объем геометрических тел, на их поверхности наносят условную светотень с помощью параллельных штрихов. Толщина штрихов и интервал между ними зависят от того, на какой части предмета они наносятся. На освещенных участках штрихи наносят тонкими линиями с увеличенным интервалом, а в теневой части штрихи выполняют толстыми линиями с меньшим интервалом. Поэтому одна и та же линия штриховки может иметь разную толщину. На более освещенном участке она тонкая, а удаляясь от него, линия утолщается. Достигается это легким нажатием на грифель карандаша, когда надо сделать тонкую линию, и постепенным усилением нажима, когда линию требуется утолстить.
На призме направление штрихов выполняют параллельно сторонам грани (рис. 337, а). На боковой поверхности пирамиды и конуса штрихи сходятся в вершине (рис. 337, в и д), на боковой поверхности цилиндра они параллельны образующим (рис. 338, а). На поверхности шара штрихи наносят в виде параллельных эллипсов, расположенных либо как параллели (рис. 338, в), либо как меридианы. При необходимости линию штриховки можно прерывать. Нанесение светотени с помощью параллельных штрихов называют штриховкой. Если провести на поверхности предмета вторую группу штрихов в перпендикулярном направлении к проведенным штрихам, то они образуют клеточки. Такое нанесение светотени называют шраффировкой (рис. 337, б, г, е; 338, б и г). Можно нанести светотень точками (рис. 338, д). Для этого карандаш ставят перпендикулярно листу бумаги и легким постукиванием грифеля по бумаге в нужном месте ставят точки. На освещенной части точки наносят редко, а в теневой их плотность увеличивают. Такое нанесение светотени называют точечным. Нанесение и расположение светотени на поверхностях предметов являются в техническом рисунке условными, и выполняется эта условность по следующим правилам.
1. Источник света условно располагается немного сзади рисующего, слева и сверху от него.
2. Верхняя и левая части предмета повернуты к свету, и верхняя горизонтальная часть освещена интенсивнее, чем левая вертикальная.
3. По удаленным линиям контура не проводят толстые темные линии, так как удаленную от рисующего часть выполняют «мягко», с учетом перспективы. Чтобы с освещенной стороны предмет отделился от бумаги, наносят легкую полутень. Ближние к наблюдателю ребра предмета обводят более толстыми и темными линиями.
4. Ребра двух соседних граней призмы или пирамиды обводят резко, а светотень наносят контрастно, т. е. одну грань выполняют темнее другой (особенно на стыке), удаляясь от стыка, штрихуют светлее (рис. 337, а, б, в, г).
5. На телах вращения (цилиндре, конусе, шаре) светотень располагается слева направо по боковой поверхности в следующем порядке (рис. 337, д; 338): а) легкая полутень; б) свет; в) облик; г) свет; д) полутень, постепенно сгущающаяся в тень; е) тень; ж) полутень (рефлекс) .
Блик — это ярко светящаяся полоса, которая прямо отражает свет. Она хорошо заметна на полированных или шлифованных поверхностях.
Рефлекс — это полоска высветленной тени. Свет, падая на окружающие предметы, отражается и, попадая на теневую часть предмета, делает его светлее.