И ЧЕРТЕЖЕЙ ОБЩИХ ВИДОВ

Чертежи общих видов и сборочные чертежи изделий в производственных условиях выпол­няют как часть комплекта конструкторских документов изделий. Их разработка ведется на основе целого ряда требований, предъявляе­мых к разрабатываемому изделию, исходя из условий его работы, различных расчетных дан­ных и т. п. В учебном процессе выполнению чертежа предшествует подготовительная рабо­та, которую можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе знакомятся с назначением, работой узла и его составом: названием, обо­значением и назначением отдельных его со­ставных частей — деталей и сборочных единиц, если они имеются. Из всех деталей узла вы­деляют стандартные детали (болты, винты, гайки и т. п.) и выполняют черновую специ­фикацию для сборочного чертежа или таблицу составных частей изделия для чертежа общего вида.

На втором этапе эскизируют все нестандарт­ные детали (см. § 72). При этом следует пом­нить, что отдельные детали (пружины, зубча­тые колеса и т. п.) изображают в соответствии с правилами, предусмотренными ГОСТами. Особое внимание нужно обратить на нанесение размеров смежных деталей. Например, для обеспечения указанной на чертеже посадки номинальные диаметры отверстия в стойке корпуса 1 и оси 2 (см. рис. 536) должны быть одинаковыми (Ø 20). Расстояния между центрами отверстий под винты и штифты на стойке и кондукторной плите должны быть также одинаковыми, чтобы отверстия при сборке совпадали.

На третьем этапе определяют число изобра­жений на сборочном чертеже или чертеже общего вида и в зависимости от сложности формы деталей узла и его габаритных разме­ров определяют масштаб изображения и фор­мат бумаги. При этом следует помнить, что сборочный чертеж выполняют обычно для сборки по нему готовых деталей в сборочные единицы и изделия, поэтому форму каждой детали на сборочном чертеже подробно не прорабатывают. Учебный сборочный чертеж кондуктора для сверления (см. рис. 536) вы­полнен в двух видах, которых вполне достаточ­но для того, чтобы собрать узел.

Чертеж общего вида должен содержать более подробные сведения о составных частях узла. Форма всех деталей, их устройство и взаимодействие должны быть выявлены пол­ностью. Учебный чертеж общего вида (см. рис. 535) помимо двух видов узла содержит еще и дополнительные виды отдельных его частей и разрезы, позволяющие однозначно предста­вить конструкцию деталей и узла в целом.

Определив число изображений в соответст­вии с вышеизложенным, приступают к компо­новке изображений на листе, предварительно определив габаритные размеры каждого из видов. Место расположения вида на формате определяют габаритные прямоугольники.

Четвертый этап — вычерчивание самих изо­бражений начинают с нанесения контуров основной детали узла (корпуса). Ее вычерчи­вают в тонких линиях на всех выполняемых видах с необходимыми разрезами. Другие детали узла вычерчивают, как правило, в пос­ледовательности выполнения сборки узла. На рис. 542 показана начальная стадия четвер­того этапа, где выполнены очертания корпуса 1 и установлена ось 2.

На пятом — последнем этапе работы выпол­няют штриховку на разрезах деталей. При этом нужно помнить, что одну и ту же деталь штрихуют в одну сторону с одинаковыми ин­тервалами между линиями на всех изображе­ниях узла на листе. Это облегчает чтение чертежа. Пограничные детали штрихуют в разных направлениях или, если это не удается, с разным интервалом между штрихами или в одном направлении, но со смещением штрихов по линии границы деталей. Затем обводят, наносят размеры, ставят номера позиций составных частей узла.