ДОПУСКИ И ПОСАДКИ

Размер, проставляемый на чертеже, назы­вается номинальным размером. При изготовлении детали точно получить номиналь­ный размер невозможно. Если измерить диа­метры нескольких одинаковых изготовленных деталей, например валиков, выполненных по од­ному и тому же чертежу с одним и тем же номинальным размером диаметра, то все полу­ченные размеры будут в какой-то степени отли­чаться друг от друга. Размеры детали, установ­ленные в результате измерения, называются действительными размерами.

На точность изготовления влияют такие фак­торы, как точность установки инструмента, тем­пературные условия, вибрация, точность изго­товления оборудования и т. п. Учитывая это, конструктор задает на чертеже не только номинальный размер, но и ограничивает допус­тимые предельные отклонения от этого размера. Фактически на чертеже проставляют два до­пустимых размера. Например, размер Ø85± 0,011 указывает, что детали, имеющие диа­метр более 85,011 мм и менее 84,989 мм, бу­дут непригодными. Больший размер (85,011) называют наибольшим предельным размером (dнб)y а меньший (84,989) —наименьшим пре­дельным размером (dHM). Разность между на­ибольшими наименьшим предельными размера­ми называется допуском, который обозначается буквой Т (T = dH6 — dHM).

Предельные размеры записывают на чертеже предельными отклонениями от номинального размера. Верхнее предельное откло­нение ES(es)—это разность между верх­ним предельным и номинальным размерами:

ES(es)=Dнб(dнб)—D(d). В приведенном выше примере оно равно +0,011. Нижнее пре­дельное отклонение ЕІ(еі) — разность между наименьшим предельным и номинальным размерами: El (ei)—DHM(dHM)—D(d). Если верхнее (Ø40-0,016) или нижнее (048+0,039) от­клонение равно нулю, то наибольшим или на­именьшим предельным размером будет номи­нальный размер. В первом случае наибольший предельный размер равен 40, т. е, номинально­му размеру, а наименьший — 39,084. Во втором случае наибольший предельный размер равен 48,039, а наименьший 48, т. е. номинальному размеру. Особой точности требует выполнение размеров сопрягаемых поверхностей, т. е. таких, которыми две разные детали соприкасаются. На рис. 506 такими размерами являются разме­ры А и Б. При соединении двух деталей раз­личают охватываемые и охватывающие поверх­ности. Охватываемую поверхность условно называют валом, а охватываю­щую — отверстием. На рис. 506 охватывающие поверхности отмечены буквами Г и Д, а охва­тываемые — В и Е.

Характер соединения двух деталей, определя­емый соотношением охватываемого и охваты­вающего размеров, называют посадкой. Посадки могут быть подвижными, неподвижны­ми и переходными.

Подвижные посадки обеспечивают свободное перемещение деталей относительно друг друга. Диаметр отверстия D при этомбольше диаметра вала d, т. е. соединение имеет гарантированный зазор S = D—d.

Неподвижные посадки обеспечивают неподвижность соединения деталей. Диаметр отверстия при этом меньше диаметра вала (D<d), т. е. соединение имеет гарантирован­ный натяг (n). Натягом называют разность размеров диаметра вала и диаметра отвер­стия до сборки (N = d — D). Величина натяга обеспечивает разную степень неподвижности деталей.

Переходные посадки находятся на границе с подвижными и неподвижными посад­ками. Посадки в этом случае могут осущест­вляться как с наименьшими зазорами, так и с наименьшими натягами. Неподвижность соеди­нения деталей при таких посадках обеспечи­вается применением дополнительных фиксирую­щих деталей (винтов, штифтов, шпонок).

При соединении двух деталей посадка может быть осуществлена за счет разности разме­ров вала при неизменном размере отверстий и наоборот — за счет разности размеров от­верстия при неизменном размере вала. Это определяет две системы посадок: систему от­верстия и систему вала.

В системе отверстия с отверсти­ем (Н) соединяют различные валы, получая тем самым необходимые зазоры и натяги. В системе в а л а посадки получают, соеди­няя различные отверстия с основным валом (h). На рис. 506 стандартный цилиндрический штифт 3, имеющий заданные стандартные размеры, использован в качестве оси прижи­ма 2. Посадка штифта 'осуществлена в системе вала. Отверстие в прижиме 2 обработано с такими допусками, которые обеспечивают за­зор, а в стойке 1 допуск обеспечивает натяг. В результате штифт неподвижно установлен в отверстиях стойки, а прижим поворачивается на нем свободно. В системе отверстия выпол­нена посадка прижима в пазу стойки. Паз в стойке можно в данном случае считать основ­ным отверстием (H), а размеры толщины при­жима (вала) следует выполнять с такими до­пусками, чтобы обеспечить зазор. При соеди­нении деталей предпочтительно применять си­стему отверстия, так как изготовить вал требу­емого размера значительно проще, чем отвер­стие.

ГОСТ 25346-82, ГОСТ 25347-82, ГОСТ 25348—82, ГОСТ 25349—82 устанавливают Единую систему допусков и посадок для стран —членов СЭВ (ЕСДП СЭВ). Ряды до­пусков разделены в этой системе на 19 квалитетов (степеней точности): 01, 0, 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. Квалитет— это совокупность рядов допусков, соответствующих одинаковой степе­ни точности для всех номинальных размеров.


 

 

Допуски на особо точные размеры (размеры в измерительных инструментах, калибрах, шаблонах и т." п.) определяют квалитеты 01 — 7; на сопрягаемые размеры — квалитеты 4—11 и для несопрягаемых размеров — квалитеты 12—17. Характер соединения двух деталей — посадка — зависит от положения поля допуска относительно нулевой линии, соответствующей номинальному размеру. Положение поля допу­ска определяется отклонением, ближайшим к нулевой линии, которое называется основным отклонением. В ЕСДП СЭВ основные откло­нения обозначают буквами латинского алфави­та: для отверстия — прописными, для валов — строчными (рис. 507, 508). В системе отвер­стия нижнее предельное отклонение размера основного отверстия равно нулю и обозначает­ся буквой Н. В системе вала верхнее предель­ное отклонение размера основного вала равно нулю и обозначается буквой h. Условные обозначения полей допусков состоят из букв, обозначающих основные отклонения, и цифр, соответствующих номерам квалитетов (g6, h8, Н6, Js6).

Предельные отклонения на чертежах указы­вают тремя способами: условными обозначени­ями полей допусков (20Н7; Ø22f7); или число­выми значениями предельных отклонений (20+0021; Ø22-0,041-0,020);' или смешанным способом (20Н7+0021). При нанесении предельных откло­нений числовыми значениями верхнее отклоне­ние помещают над нижним (45+0,043+0,068). При симметричном расположении поля допуска, когда предельные отклонения равны, величину отклонений указывают один раз (85±0,011). Предельные отклонения, равные нулю, не ука­зывают (110+0035; 65-0,046).

На сборочных чертежах предельные откло­нения указывают дробью: в числителе — ус­ловное обозначение поля допуска отверстия, в знаменателе — вала одним из трех способов

(например )