Фирменное наименование
1. Юридическое лицо, являясь субъектом гражданского оборота, нуждается в индивидуализации, поскольку необходимо отличать его от других участников гражданско-правовых и иных правоотношений. Индивидуализация имеет особо важное значение для субъектов предпринимательской деятельности, которые производят товары, выполняют работы, оказывают услуги, реализуемые на рынке. Успешная реализация результатов предпринимательской деятельности в условиях конкуренции достигается при условии высокого качества товаров, реализуемых на рынке по приемлемой цене. Субъект предпринимательской деятельности, выпускающий продукцию, выполняющий работы, оказывающий услуги, удовлетворяющие таким требованиям, заинтересован в том, чтобы его товар не смешивали с товарами других участников рыночных отношений. В этом заинтересованы и все участники рыночных отношений, они хотят знать, кто производит товары, выполняет работы, оказывает услуги необходимого им качества. Этим объясняется правило п. 4 ст. ст. 50 ГК, требующее, чтобы юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, имело фирменное наименование, и правило п. 3 ст. 1013 ГК, которое предусматривает: «не может быть зарегистрировано фирменное наименование юридического лица, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц». Чтобы избежать отождествления фирменных наименований, п. 21 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 в редакции Декрета от 16 ноября 2000 г. № 22[79]) установил, что до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных этим Положением, один из учредителей (участников) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должен согласовать с этим органом наименование организации. В процессе согласования проверяется, является ли наименование создаваемой организации новым и отличается ли оно от наименований уже действующих организаций.
Пунктом 10 Положения о согласовании наименований юридических лиц города Минска, утвержденного решением Минского городского исполнительного комитета от 17 июля 2001 г. № 980[80] запрещается регистрация юридического лица без согласования в установленном порядке, а также в случае изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы, если внесены изменения наименования юридического лица без согласования наименования в установленном порядке.
2. В фирменном наименовании выделяют две части: корпус фирмы и добавления[81]. Корпус фирмы – обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается об организационно-правовой форме коммерческого юридического лица, например, казенное предприятие (п. 3 ст. 115 ГК), производственный кооператив (п. 2 ст. 107 ГК), акционерное общество (п. 2 ст. 96 ГК). Корпус фирмы полного товарищества должен содержать имена (наименования) всех его участников, а также слова «полное товарищество» либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и «полное товарищество» (п. 3 ст. 66 ГК). Обязательным добавлением корпуса фирмы является добавление, которое позволяет отличить одного субъекта хозяйствования от другого, например, издательство «Беларусь», фабрика «Коммунарка». В фирменное наименование могут включаться и другие необязательные добавления, например, центральный универмаг.
Официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь в наименованиях юридических лиц может быть использовано в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2000 г. № 172 «Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами»[82].
3. Фирменное наименование юридического лица определяется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его учредительных документах (п. 3 ст. 50 ГК) и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 47 и п. 2 ст. 1013 ГК).
4. Фирменное наименование не выполнило бы своего назначения, если бы коммерческое юридическое лицо могло по своему усмотрению в любое время его изменить, поэтому действует правило, согласно которому коммерческие и некоммерческие организации в месячный срок обязаны внести в учредительные документы изменения и дополнения и представить их в установленном порядке для государственной регистрации в случае изменения своего наименования (фирменного наименования) (п. 9 указанного выше Положения от 16 марта 1999 г. № 11 в редакции декрета от 16 ноября 2000 г. № 22).
5. Содержание права на коммерческую фирму раскрывается в ст. 1013, 1014 и 1016 ГК. Оно является абсолютным правом субъекта хозяйствования. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, проводимых на территории Республики Беларусь. Оно может использовать фирменное наименование в принадлежащем ему товарном знаке, разрешить другому лицу использование своего наименования, выдав лицензию. Однако в лицензионном договоре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение относительно качества товаров, производимых приобретателем лицензии. В частности, фирменное наименование может быть включено в число исключительных прав, передаваемых по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (п. 1 ст. 950 ГК).
Поскольку юридическому лицу предоставлено исключительное право использовать фирменное наименование, оно вправе требовать от любого третьего лица воздержания от совершения каких-либо действий, нарушающих права на фирменное наименование обладателя таких прав.
Незаконное использование фирменного наименования может повлечь значительный ущерб деловой репутации юридического лица, фирменное наименование которого было использовано без его разрешения, и негативно влиять на честь и достоинство учредителей (участников) юридического лица, а в конечном счете привести к убыткам владельца фирменного наименования.
Тот, кто использовал фирменное наименование юридического лица, обязан возместить убытки понесшего их юридического лица.
6. Фирменное наименование неотделимо от юридического лица, поэтому отчуждение и переход права на фирменное наименование не допускается, кроме случаев реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом (п. 1 ст. 1016 ГК).
7. В соответствии со ст. 1015 ГК исключительное право на наименование, зарегистрированное в Республике Беларусь в качестве обозначения юридического лица, действует на ее территории.
Республика Беларусь является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., пересмотренной в Стокгольме 14 июля 1967 г., с изменениями от 28 сентября 1979 г. По этим основаниям на территории Республики Беларусь действует ст. 8 названной Парижской конвенции. Она предусматривает, что фирменное наименование охраняется во всех странах-участниках названной Конвенции без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
8. Право на фирменное наименование действует бессрочно. Согласно п. 2 ст. 1015 ГК его действие прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования. В литературе уже подчеркивали, что право на фирменное наименование может прекратиться и по другим основаниям: в частности, предприятие само может отказаться от пользования конкретным фирменным наименованием и заменить его в установленном порядке другим; в случае перехода предприятия к другому владельцу, если условиями такого перехода не было предусмотрено сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования при реорганизации юридического лица, повлекшей изменение фирменного наименования; по решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц[83].