Использование концепции жизненного цикла товара в маркетинге
При определении рыночных возможностей фирма должна изучить и проанализировать ЖЦ своих товаров. Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар не является вечным на рынке и рано или поздно вытесняется с рынка более совершенным товаром.
ЖЦТ - концепция, которая описывает объемы продаж товара, прибыль, потребителей, конкурентов, стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия.
Выделяют 4 осн. этапа ЖЦТ: внедрение; рост; зрелость; спад. Идеальный профиль ЖЦТ имеет короткую стадию выведения товара на рынок, стадию быстрого и стремительного роста, продолжительную стадию зрелости, стадию постепенного упадка.
Внедрение | Торговля обычно убыточна, объем продаж незначителен, расходы на маркетинг высокие, на увеличение объема продаж важное влияние оказывают качество, реклама, цена. |
Рост | Признание товара покупателями, увеличение спроса на товар, рост продаж и прибыли, стабилизация расходов на рекламу. Наибольшее влияние оказывают качество, сервис, реклама, цена. |
Зрелость | Большинство покупателей товар приобрели, рост продаж уменьшается, прибыль растет медленными темпами, увеличиваются расходы на маркетинг, важное влияние – снижение цены, фосстис, качество, улучшение сервиса |
Спад | Продажи и прибыли резко уменьшаются, снятие с производства и изъятие из торговли |
Форма кривой ЖЦТ, продолжительность его стадий чаще всего зависит от потребительских свойств, его технической сложности, уровня затрат на его производство. Исходя из этого различают видоизменения кривой ЖЦТ:
1. Бум – характерна для товаров имеющих высокие объемы продаж и большую долю рынка.
2. Провал – для товаров, которые не нашли своих покупателей на рынке.
3. Вспышка – для товаров, которые за короткий промежуток времени имели высокие объемы продаж и резкий спад до 0 уровня.
4. Сезонность – для товаров, имеющих определенные всплески продаж через промежуток времени.
5. Появление новых товаров – для предприятия, выпускающее широкий ассортимент товаров, каждый из последующего заменяет предыдущий.
Стадии продления ЖЦТ:
1. Этап роста. Чтобы его продлить используются сл. стратегии: улучшение качества, придание ему новых свойств; расширение наменклатуры, размеров; выход на новые сегменты; расширение действующих маркетинговых товаров; снижение цены; использование рекламы, направленной на стимулирование предпочтения.
2. Этап зрелости. Стратегии: модификация рынка, модификация продукта, модификация 4Р.
3. Этап спада – увеличение объема инвестиций, сохранение определенного уровня капиталовложений, ликвидация или продажа производства и размещение освободившихся активов с наибольшей выгодой.