Использование концепции жизненного цикла товара в маркетинге

При определении рыночных возможностей фирма должна изучить и проанализировать ЖЦ своих товаров. Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар не является вечным на рынке и рано или поздно вытесняется с рынка более совершенным товаром.

ЖЦТ - концепция, которая описывает объемы продаж товара, прибыль, потреби­телей, конкурентов, стратегию маркетинга с момента по­ступления товара на рынок и до его снятия.

Выделяют 4 осн. этапа ЖЦТ: внедрение; рост; зрелость; спад. Идеальный профиль ЖЦТ имеет короткую стадию выведения товара на рынок, стадию быстрого и стремительного роста, продолжительную стадию зрелости, стадию постепенного упадка.

Внедрение Торговля обычно убыточна, объем продаж незначителен, расходы на маркетинг высокие, на увеличение объема продаж важное влияние оказывают качество, реклама, цена.
Рост Признание товара покупателями, увеличение спроса на товар, рост продаж и прибыли, стабилизация расходов на рекламу. Наибольшее влияние оказывают качество, сервис, реклама, цена.
Зрелость Большинство покупателей товар приобрели, рост продаж уменьшается, прибыль растет медленными темпами, увеличиваются расходы на маркетинг, важное влияние – снижение цены, фосстис, качество, улучшение сервиса
Спад Продажи и прибыли резко уменьшаются, снятие с производства и изъятие из торговли

Форма кривой ЖЦТ, продолжительность его стадий чаще всего зависит от потребительских свойств, его технической сложности, уровня затрат на его производство. Исходя из этого различают видоизменения кривой ЖЦТ:

1. Бум – характерна для товаров имеющих высокие объемы продаж и большую долю рынка.

2. Провал – для товаров, которые не нашли своих покупателей на рынке.

3. Вспышка – для товаров, которые за короткий промежуток времени имели высокие объемы продаж и резкий спад до 0 уровня.

4. Сезонность – для товаров, имеющих определенные всплески продаж через промежуток времени.

5. Появление новых товаров – для предприятия, выпускающее широкий ассортимент товаров, каждый из последующего заменяет предыдущий.

Стадии продления ЖЦТ:

1. Этап роста. Чтобы его продлить используются сл. стратегии: улучшение качества, придание ему новых свойств; расширение наменклатуры, размеров; выход на новые сегменты; расширение действующих маркетинговых товаров; снижение цены; использование рекламы, направленной на стимулирование предпочтения.

2. Этап зрелости. Стратегии: модификация рынка, модификация продукта, модификация 4Р.

3. Этап спада – увеличение объема инвестиций, сохранение определенного уровня капиталовложений, ликвидация или продажа производства и размещение освободившихся активов с наибольшей выгодой.