Серии 9000. Системы менеджмента качества

Практика международной торговли и сотрудничества показала, что сертифика­ция только продукции предприятий и оказываемых услуг не является гарантией их стабильно высокого качества. Даже заслуженные и уважаемые предприятия могут выпускать продукцию, не соответствующую требованиям нормативных документов. На международном рынке товаров и услуг (на внутрироссийском тоже) появление некачественных изделий может привести к потере авторитета и, как следствие, к финансовому краху изготовителя (продавца).

Обобщая международный опыт менеджмента качества, международная орга­низация по стандартизации ISO выпустила в 1987 г. ряд стандартов серии 9000 (ISO 9001 — ISO 9004), распространяющихся на системы качества предприятий и организаций. В нашей стране на основе этих стандартов были утверждены го­сударственные стандарты серии ГОСТ 40.9000-88. Стандарты ISO серии 9000 с тех пор дважды пересматривались и переиздавались, и в настоящее время в Рос­сийской Федерации действуют стандарты России ГОСТ Р ИСО 9000-2001 — ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

Система менеджмента качества предполагает подготовку всех стадий техно­логического процесса (от входного контроля до проверки качества готовой про­дукции) и доведение их до такого уровня, что на всех этапах производства стано­вится невозможным отклонение характеристик продукции больше допустимых значений. В результате внедрения менеджмента качества на предприятии его продукция должна быть стабильно высокого качества и отвечать всем требова­ниям нормативных документов.

Подтверждением способности предприятия выпускать продукцию только вы­сокого качества является сертификация систем качества предприятия в одной или нескольких российских или зарубежных системах сертификации. Сертификат со­ответствия, выданный органом по сертификации систем качества от имени авто­ритетной системы сертификации, служит признанием того, что указанная система своим авторитетом подтверждает соответствие системы качества предприятия всем требованиям международных стандартов ISO серии 9000. В современных условиях все это служит пропуском на международный рынок товаров и услуг.

Сертификация систем качества включает в себя аттестацию каждого рабочего места, от работника охраны до руководителя предприятия, аттестацию отдель­ных подразделений и технологического процесса и аттестацию всего предпри­ятия в целом. Каждый работник на своем рабочем месте должен знать не только свои обязанности, но и общую политику предприятия в области качества про­дукции. Ответственность работника за результаты своего труда, руководителя подразделения — за свое подразделение и руководителя предприятия — за сла­женность работы всего предприятия являются необходимым условием менедж­мента качества. Руководитель предприятия не должен вмешиваться в рабочий процесс подразделений, а должен решать вопросы, касающиеся политики в об­ласти качества предприятия в целом. Это же относится и к другим ступеням ад­министративного управления.

Главный принцип менеджмента качества — ориентация на потребителя.

Процесс подготовки к сертификации предприятия состоит из следующих этапов:

· создание и обучение коллектива разработчиков системы качества, внутрен­них экспертов — аудиторов и преподавателей;

· разработка систем административного управления в соответствии с требова­ниями стандарта ISO 9004 и организация постоянного обучения персонала предприятия;

· разработка и экспертиза должностных инструкций, документов общего ме­неджмента и контрактных (то есть тех, которые подлежат сертификации);

· выбор системы и органа по сертификации.

Работы по сертификации систем качества в нашей стране начались с начала 1990-х гг., и с тех пор количество сертифицированных предприятий увеличива­ется в геометрической прогрессии. На российском рынке сертификации систем качества в числе других действуют: Российский морской регистр судоходства (Морской регистр); Lloyd’s Register Quality Assurance (LRQA, или регистр Ллойда, Великобритания); Bureau Veritas Quality International (BVQI, Великобритания); Det Norske Veritas (DNV, Норвегия), ТЮФ-СЕРТ (Германия), а также Система сертификации ГОСТ Р.

Система сертификации ГОСТ Р в настоящее время включена в международ­ную сеть по сертификации систем качества IQNet, в которую в качестве участни­ков входят 35 организаций по сертификации из разных стран мира.

Следует отметить, что требований обязательной сертификации систем каче­ства не выдвигается. Международные стандарты ISO серии 9000 носят рекомен­дательный характер, и каждое конкретное предприятие само решает вопрос, про­водить сертификацию или нет. Но международная и отечественная практика показывает, что процесс сертификации систем качества необратим, и, вероятно, в скором будущем нельзя будет найти покупателя на товар или услуги без того, чтобы предварительно не представить доказательства высокой культуры и качест­ва производства. Одним из таких доказательств является сертификат соответст­вия на систему качества, выданный уважаемым в мире органом по сертификации.

Сертификат соответствия на систему качества используется в качестве дока­зательства и при процедуре декларирования соответствия.