Серии 9000. Системы менеджмента качества
Практика международной торговли и сотрудничества показала, что сертификация только продукции предприятий и оказываемых услуг не является гарантией их стабильно высокого качества. Даже заслуженные и уважаемые предприятия могут выпускать продукцию, не соответствующую требованиям нормативных документов. На международном рынке товаров и услуг (на внутрироссийском тоже) появление некачественных изделий может привести к потере авторитета и, как следствие, к финансовому краху изготовителя (продавца).
Обобщая международный опыт менеджмента качества, международная организация по стандартизации ISO выпустила в 1987 г. ряд стандартов серии 9000 (ISO 9001 — ISO 9004), распространяющихся на системы качества предприятий и организаций. В нашей стране на основе этих стандартов были утверждены государственные стандарты серии ГОСТ 40.9000-88. Стандарты ISO серии 9000 с тех пор дважды пересматривались и переиздавались, и в настоящее время в Российской Федерации действуют стандарты России ГОСТ Р ИСО 9000-2001 — ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Система менеджмента качества предполагает подготовку всех стадий технологического процесса (от входного контроля до проверки качества готовой продукции) и доведение их до такого уровня, что на всех этапах производства становится невозможным отклонение характеристик продукции больше допустимых значений. В результате внедрения менеджмента качества на предприятии его продукция должна быть стабильно высокого качества и отвечать всем требованиям нормативных документов.
Подтверждением способности предприятия выпускать продукцию только высокого качества является сертификация систем качества предприятия в одной или нескольких российских или зарубежных системах сертификации. Сертификат соответствия, выданный органом по сертификации систем качества от имени авторитетной системы сертификации, служит признанием того, что указанная система своим авторитетом подтверждает соответствие системы качества предприятия всем требованиям международных стандартов ISO серии 9000. В современных условиях все это служит пропуском на международный рынок товаров и услуг.
Сертификация систем качества включает в себя аттестацию каждого рабочего места, от работника охраны до руководителя предприятия, аттестацию отдельных подразделений и технологического процесса и аттестацию всего предприятия в целом. Каждый работник на своем рабочем месте должен знать не только свои обязанности, но и общую политику предприятия в области качества продукции. Ответственность работника за результаты своего труда, руководителя подразделения — за свое подразделение и руководителя предприятия — за слаженность работы всего предприятия являются необходимым условием менеджмента качества. Руководитель предприятия не должен вмешиваться в рабочий процесс подразделений, а должен решать вопросы, касающиеся политики в области качества предприятия в целом. Это же относится и к другим ступеням административного управления.
Главный принцип менеджмента качества — ориентация на потребителя.
Процесс подготовки к сертификации предприятия состоит из следующих этапов:
· создание и обучение коллектива разработчиков системы качества, внутренних экспертов — аудиторов и преподавателей;
· разработка систем административного управления в соответствии с требованиями стандарта ISO 9004 и организация постоянного обучения персонала предприятия;
· разработка и экспертиза должностных инструкций, документов общего менеджмента и контрактных (то есть тех, которые подлежат сертификации);
· выбор системы и органа по сертификации.
Работы по сертификации систем качества в нашей стране начались с начала 1990-х гг., и с тех пор количество сертифицированных предприятий увеличивается в геометрической прогрессии. На российском рынке сертификации систем качества в числе других действуют: Российский морской регистр судоходства (Морской регистр); Lloyd’s Register Quality Assurance (LRQA, или регистр Ллойда, Великобритания); Bureau Veritas Quality International (BVQI, Великобритания); Det Norske Veritas (DNV, Норвегия), ТЮФ-СЕРТ (Германия), а также Система сертификации ГОСТ Р.
Система сертификации ГОСТ Р в настоящее время включена в международную сеть по сертификации систем качества IQNet, в которую в качестве участников входят 35 организаций по сертификации из разных стран мира.
Следует отметить, что требований обязательной сертификации систем качества не выдвигается. Международные стандарты ISO серии 9000 носят рекомендательный характер, и каждое конкретное предприятие само решает вопрос, проводить сертификацию или нет. Но международная и отечественная практика показывает, что процесс сертификации систем качества необратим, и, вероятно, в скором будущем нельзя будет найти покупателя на товар или услуги без того, чтобы предварительно не представить доказательства высокой культуры и качества производства. Одним из таких доказательств является сертификат соответствия на систему качества, выданный уважаемым в мире органом по сертификации.
Сертификат соответствия на систему качества используется в качестве доказательства и при процедуре декларирования соответствия.