II.2.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Этапы развития личности — это этапы постепенного включе-| ния ребенка в многообразные социальные отношения с одновре-1 менным формированием целостной и иерархизированной струк-1 туры личности. Другими словами, в процессе личностного разви-1 тия формируются определенные социальные ориентиры по отно-| шению к себе и другим.
Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию яв-1 ляется единство двух планов развития — естественного (биологи-1 ческого) и социального (культурного). «Оба ряда изменений взаи-1 мопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд! социально-биологического формирования личности ребенка» готский Л. С. — Т. 3. — С. 31).
Таким образом, задержка или отклонения в становлении лич-| ностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены как! нарушениями психофизиологической организации детского орга-1 низма, так и отклонениями, выражаясь словами Л. С. Выготско-1 го, в собственно культурном развитии ребенка. В результате не-1 благоприятных условий воспитания, часто в сочетании с легкими! нарушениями функционирования ЦНС, к подростковому возра-1 сту может наблюдаться формирование специфического вида ди-1 зонтогинеза ребенка, определяемого как патохарактерологичес-1 кое формирование личности. Основным негативным последстви-1 ем патологического уровня личностного развития является нали-1 чие выраженных затруднений в социально-психологической адап-1 тации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом] и с самим собой.
Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регу-1 ляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует! также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психи-1 ческих процессов, включая личностные характеристики, будет преж-1 де всего сказываться на уровне социально-психологической адап-J тации ребенка, оптимальной форме его функционирования.