Рынка кондитерских товаров

Индикаторы привлекательности рынка Весомость индикатора (всего: 100), W Диапазон оценок (рангов), В
низкая (ранг 3) средняя (ранг 2) высокая (ранг 1)
Темп роста емкости рынка, %     менее 100   100-10   более 110
Средняя норма прибыли, %     ниже 10   10-20   более 20
Интенсивность конкуренции   высокая степень концентрации рынка умеренная степень концентрации рынка слабая степень концентрация
Возможность неценовой конкуренции   товар стандартизирован, покупатели не осознают разницы между товарами разных производителей товар слабо дифференцирован товар сильно дифференцирован, покупатели отдают предпочтение определенным товарным маркам

 

Исходя из предложенной системы, была произведена оценка каждого рыночного индикатора в целом по рынку кондитерских товаров и отдельно для рынков мучных и сахаристых кондитерских изделий. Это связано с тем, что рынок кондитерских товаров весьма неоднороден, поскольку данная товарная группа имеет достаточно сложную структуру (см. приложение 1). В товарные границы исследуемого рынка с точки зрения взаимозаменяемости по потреблению входят два разных товарных рынка: мучных и сахаристых кондитерских изделий.

Такой индикатор, как темп роста емкости рынка кондитерских товаров в целом получил низкую оценку (ранг 3), так как в ходе маркетингового исследования было установлено, что на момент его проведения объемы реализации кондитерских товаров в области снижались, хотя в течение последних лет и наметилась тенденция к их стабилизации. Несмотря на то, что темпы снижения емкости рынка сахаристых кондитерских товаров в три раза меньше, чем мучных, оба рынка по данному индикатору в соответствии с разработанной системой получили также низкую оценку.

Такому индикатору, как средняя норма прибыли, можно присвоить первый ранг, так как производство и реализация кондитерских товаров в области являются в целом рентабельными. По данным исследования рентабельность производства печенья в среднем составила 32,4%, шоколадных конфет – 46,7%, поэтому оба рынка (мучных и сахаристых кондитерских товаров) по этому индикатору получили высокую оценку.

Что касается такого индикатора, как интенсивность конкуренции, то его оценка потребовала определения состава основных конкурентов, присутствующих на рынке. Исследование показало, что на момент его проведения кроме достаточно большого числа производителей (см. приложение 5), на рынке кондитерских товаров Нижегородской области действуют оптовые и розничные продавцы, которые оказывают существенное влияние на формирование объема товарных ресурсов рынка. Помимо продукции предприятий Нижегородской области, в ассортименте оптовых и розничных предприятий присутствуют кондитерские товары московских фабрик (“Красный октябрь”, АО “Бабаевское”, “Рот-Фронт”, “Ударница”), Самарской шоколадной фабрики “Россия”, а также кондитерских фабрик Пензы, Ярославля, Рязани, Казани, Волгограда, Саранска, Ульяновска и других городов Российской Федерации.

Кроме отечественных кондитерских товаров, на рынке Нижегородской области были представлены также импортные товары различных производителей. Их закупали около 100 оптовых фирм, расположенных на территории Нижегородской области. Результаты исследования состава производителей и продавцов кондитерских товаров, а также данные опросов свидетельствуют о том, что на рынке развивается конкуренция, которая приводит к его насыщению и повышению требований потребителей к качеству товаров.

Наличие информации о составе конкурентов, объемах их товарного предложения и распределении долей рынка между ними позволили проанализировать конкурентную структуру рынка (см. табл. 5). Как мы видим, в целом на Нижегородском рынке на момент исследования самую большую долю (42,7%) занимало АО “ Кондитер”, однако на рынке мучных кондитерских товаров ему принадлежало 35,8%, в то время как на рынке сахаристых продуктов – 49,7% (практически половина) общей емкости рынка. В структуре товарного предложения 18,9% принадлежало оптовым и розничным предприятиям, осуществлявшим ввоз кондитерских изделий из других регионов России (см. приложение 6).

Таблица 5