Анализ внешней среды

 

Представим экспертную оценку макросреды, проведем «Pest»-анализ рынка продавцов строительной продукции г.Санкт-Петербурга и обозначим основные проявления по каждому выбранному фактору. «Pest»-анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1

«Pest»-анализ рынка продавцов строительной продукции

г.Санкт-Петербурга

Внешние факторы среды Описание события/фактора Вес Ai, в баллах Оценка экспертов, в баллах Aiср qср, в баллах
q1 aiq1 q2 aiq2 q3 aiq3
Политико-правовые факторы
1. Нехватка пятен под застройку объектов, обеспеченных инфраструктурой 0,4 3,6 4,4 3,6 3,8
2. Дефицит мощностей для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и сетевой инфраструктуры 0,2 1,8 1,4 1,6 1,6
3. Слабая индустриально-техническая база строительства 0,2 1,2 1,4 1,2 1,3
4. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу (принятие ФЗ №214, ограничивающего возможности фирм-инвесторов и ужесточающего их права) 0,1 0,5 0,4 0,2 0,3
5. Ориентация на рыночное регулирование экономики 0,1 0,4 0,3 0,4 0,3
Итого: 1,0             7,3
Экономические факторы
1. Возможная угроза высоких темпов инфляции 0,1 0,6 0,5 0,7 0,6
2. Продолжение мирового финансового кризиса 0,1 0,8 0,8 0,9 0,8
3. Рост безработицы в РФ 0,2 1,2 1,4 1,2 1,2
4. Снижение платежеспособности покупателей 0,4 3,6 3,8
5. Установление высоких налоговых ставок 0,2 1,6 1,8 1,8 1,7
Итого: 1,0             8,1
Социально-культурные факторы
1. Снижение реальных денежных доходов населения 0,2 1,2 1,2 1,2 1,2
2. Дефицит квалифицированных кадров в сфере строительства 0,1 0,7 0,8 0,8 0,8
3. Снижение популярности профессии строителя среди молодежи 0,3 2,4 2,7 2,7 2,6
4. Рост рождаемости населения 0,2 1,6 1,6 1,2 1,4
5. Снижение уровня образования в сфере строительства 0,2 1,8 1,8 1,2
Итого: 1,0             7,2

Примечание к таблице 1:

Рынок продавцов строительной продукции оценивался экспертами по шкале от 1 до 10 баллов. Значение 1–5 соответствует негативному фактору макросреды, а значение 6–10 – положительному [16,с.73]. В таблице 1 приведена только полученная средняя балльная оценка.

Как видно из таблицы 1, баллы распределились следующим образом:

- политико-правовые факторы – 7,3 балла;

- экономические факторы – 8,1 балла;

- социально-культурные факторы – 7,2 балла.

По результатам «Pest»-анализа можно сделать вывод о том, что основное влияние на рынок продавцов строительной продукции, оказывают экономические факторы (8,1 балла).

Возможности и угрозы по результатам проведенного «Pest»-анализа рынка продавцов строительной продукции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Определение возможностей и угроз

Возможности Угрозы
- возможность свободного выбора сферы и направлений строительной деятельности компаний; - увеличение числа потенциальных потребителей современных объектов строительства; - увеличение доли молодых людей в общей численности населения, восприимчивых к появлению новых современных и стильных объектов недвижимости; - возможность, во время резкого увеличения инфляции, получения дополнительных оборотных денежных средств, играя на разнице в курсах валют - дефицит квалифицированных кадров в сфере строительства; - принятие нормативных актов и законов, ужесточающих права строительных фирм; - нехватка пятен под застройку; - дефицит мощностей предприятий отрасли; - слабая индустриально-техническая база строительства

 

Исходя из данных таблицы 2, у рынка продавцов строительной продукции есть возможности и угрозы роста и развития со стороны политико-правовых, экономических и социально-культурных факторов.