Тема 3. Методологические основы менеджмента в Казахстане
Подготовить эссе по следующим темам:
1. Особенности развития предпринимательства и бизнеса в Казахстане
2. Процесс перехода Казахстана к рыночной экономике
Эссе представляет собой углубленный собственный анализ конкретных направлений деятельности таможенных органов. При его написании необходимо изложить теоретические подходы к изучаемой проблеме, представленные в экономической литературе, а также конкретные методы ее практического решения. Во избежание общеописательного характера работы тема эссе должна быть сформулирована достаточно узко и предметно.
Написание эссе предполагает ознакомление студента с методологией вопроса, различными точками зрения. Студент должен выявить ключевые положения проблемы, своими слов ами прокомментировать их, критически оценить предлагаемые подходы к решению данного вопроса. В эссе необходимо отражение собственной позиции студента по изучаемому вопросу, которое должно быть снабжено соответствующей аргументацией.
Студент должен самостоятельно осуществить подборку фактического материала, необходимого для полного раскрытия темы, и провести его критический анализ. При подготовке эссе поощряется использование источников на иностранных языках, статистических материалов, современных информационных ресурсов и технологий.
Рекомендуемый объем эссе - от 8 до 10 страниц машинописного текста (без учета приложений) в пересчете на следующие параметры: формат листа - А4, размер шрифта - 12, межстрочный интервал - 1,5 интервала.
Структура эссе должна отвечать основным требованиям, предъявляемым при подготовке научных работ и публикаций (включая курсовые работы). Рекомендуется использовать следующую структуру работы:
1) Введение, в котором студент обосновывает актуальность темы исследования и приводит ее ключевые характеристики (объект, предмет исследования и др.).
2) Основная часть, отражающая следующие основные элементы:
- теоретические аспекты изучаемой проблемы;
- опыт практического ее решения на примере одной или нескольких стран, а также возможные подходы к ее решению, предлагаемые в отечественной и зарубежной экономической литературе;
- собственные выводы и позицию автора относительно перспективных путей решения исследуемой проблемы в Казахстане.
Основная часть работы должна иметь логичную и последовательную структуру изложения материала.
Небольшой объем эссе требует тщательного отбора излагаемого материала. В основную часть рекомендуется не включать общеизвестные положения и учебные материалы, заменяя их ссылками на соответствующие источники.
3) Заключение, содержащее основные выводы, сделанные в процессе исследования.
4) Библиография, в которой приводятся все источники, использованные в процессе написания работы: монографии, учебники, статистические публикации, материалы периодической печати, а также ссылки на информационные ресурсы Internet. Наличие подробных ссылок на использованные источники обязательно.
Библиография может составляться как в алфавитном порядке, так и с градацией по виду источников и их сравнительной значимости. Библиографическое описание работ должно быть точным и полным.
Если эссе написано с привлечением статистического материала, то рекомендуется оформлять его в виде сводных таблиц, схем, графиков, имеющих последовательную нумерацию. Анализ и обобщение данных материалов приводятся в основном тексте работы с указанием ссылок на номер соответствующей таблицы (схемы, графика).
Все цитаты, таблицы и фактические данные, приводимые в тексте эссе, должны сопровождаться сносками на источник информации.
На титульном листе эссе указываются:
- наименование высшего учебного заведения, полное название кафедры, на которой выполнялась работа;
- фамилия, имя, отчество автора, номер учебной группы;
- название темы эссе;
- фамилия, имя, отчество преподавателя, под руководством которого выполнялась работа.
Как правило, не допускается написание несколькими студентами эссе по одной теме. Студент вправе предложить свою формулировку темы, которую необходимо согласовать с преподавателем на первой неделе обучения.
Эссе сдается преподавателю по графику накопления оценки. Преподаватель оценивает эссе и сообщает студенту оценку, основные достоинства и недостатки работы. Преподаватель, осуществляющий проверку работ, должен выборочно проверить правильность основных статистических данных, корректность использования методов научного анализа, моделирования и т.п. Необходимо оценить правильность предложенных в работе выводов и рекомендаций. Следует обратить внимание на соответствие работы формальным требованиям, предъявляемым к ее оформлению, - корректность ссылок на источники информации, оглавление, библиографию, - а также на стиль и грамотность работы.