ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
В рамках интерактивной стороны общения для оценки ситуации используется такой психологический термин, как "позиции сторон", обозначающий статусное взаиморасположение партнеров: выше-ниже, ведущий-ведомый, преследователь-жертва и т.д. Правильное определение статуса, позиции партнера по общению позволяет установить преследуемые им цели общения, достаточно точно спрогнозировать его поведение и своевременно принять меры со своей стороны: либо подстроиться к партнеру, либо попытаться изменить его позицию, если она неприемлема, либо завершить общение.
В установлении позиций партнеров по общению помогает знание современного западного метода психологического анализа и коррекции поведения, получившего название "транзактнык (или транзакционный) анализ". Основатель метода гештальтерании Ф.Перлз различал такие позиции общающихся, как "хозяин положения – подчиненная сторона", американские психологи М.Джеймс и Д.Джонгвард – "преследователь-жертва-помощник", а наиболее известный у нас по многочисленным переводам его трудов американский психиатр Э.Берн – "родитель-взрослый ребенок". Рассмотрим подробнее подход Э.Берна.
Позиции в общении связаны с состояниями "Я", которые совокупности относительно независимых и обособленных во внутреннем мире человека эмоций, установок и схем поведения. Эти состояния дискретны и могут проявляться в поведении человека в форме как бы исполняемой роли, занимаемой позиции. В любой момент времени человек находится в одном из состояний, исполняет какую-нибудь роль и ведет себя в соответствии со своим представлением о «правильном» поведении в этом состоянии. Выбор роли и поведения в ней основывается на конкретных, значимых для человека воспоминаниях, даже не всегда им осознаваемых. В таблице приведем основные характеристики позиций в общении по Э.Берну.
Наименование характеристик | Позиции в общении | ||
Родитель | Взрослый | Ребенок | |
Характерные слова и выражения | Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты должен всегда… | Как? Что? Когда? Почему? Возможно… Вероятно… | Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! |
Интонации | Обвиняющие, снисходительные, критические | Адекватное реальности | Чрезмерно эмоциональное |
Состояние, производимое впечатление | Надменное, сверхправильное, очень приличного человека | Внимательное, заинтересованное, направленное на поиск информации, решения | Неуклюжее, игривое, навязчивое, подавленное, угнетённое, сверхвосторженное |
Выражение лица | Нахмуренное, обеспокоенное, неудовлетворённое | Задумчивое, внимательное, открытое | Восторг, удивление, угнетение |
Позы | Руки в бока, руки сложены на груди, указующий жест | Наклон к собеседнику, голова и туловище повёрнуты к собеседнику | Спонтанная подвижность, пальцы сжаты в кулаки, руки что-то крутят, дергают |
В трансакционном анализе взаимодействие в общении понимается как взаимодействие позиций, а транзакция – как намерение к действию и сами действия, отражающие понимание человеком ситуации общения. Появляется возможность определить позицию в общении как свою, так и партнёра, и на этой основе определить понимание ситуации общения и спрогнозировать дальнейшее поведение.
Изменение ситуации общения возможно на основе понимания позиций сторон и попыток их изменения либо приспосАбливаясь к позиции партнера, либо пытаясь изменить его позицию. Схема взаимодействия может принимать один из видов, показанных на рисунке
Дополнительные трансакции Пересекающие трансакции Скрытые трансакции
А Б А Б А Б
Приложение 2