Основные факторы риска профессионального выгорания
Жертвой синдрома выгорания может пасть любой сотрудник любой фирмы. Начавшись с одного человека, синдром выгорания может, как заразная болезнь, охватить целый отдел, всю организацию. Это связано с тем, что работники, подверженные этому процессу, становятся пессимистами, циниками, у них сильны негативное восприятие и оценка ситуации. Находясь в процессе рабочей деятельности в постоянном взаимодействии с людьми, находящимися под влиянием тех же стрессоров, они способствуют развитию у них тех же симптомов выгорания. В этом заключается основная проблема и опасность синдрома.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» сотрудник, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Как и любую болезнь, выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на определение факторов, способствующих развитию этого явления.
Рассмотрим некоторые из основных факторов, приводящих к профессиональному выгоранию менеджеров-продавцов и продавцов-консультантов торговых компаний. Данный вид деятельности сопряжен с боль-514
12.1. Стресс
шим эмоциональным напряжением, сложностью коммуникативных процессов и когнитивной сложностью межличностного общения.
Ожидание справедливого отношения к себе, своему вкладу в деятельность компании в сравнении с оценкой вклада других работников. У продавцов-консультантов, менеджеров, работающих в сфере продаж, часто возникает ощущение, что они вкладывают в процесс продажи, работы с клиентом гораздо больше, чем получают в форме позитивной обратной связи. В отношениях «продавец — покупатель» можно выделить две неравнозначные позиции, что часто приводит к установлению неравноценных отношений, приводящих в свою очередь к возникновению выгорания. Чем больше выражены переживания несправедливости, тем выше уровень профессионального выгорания, тем чаще сотрудник будет избегать контактов с клиентами, что было отмечено при проведении наблюдения за работой продавцов-консультантов компании «Трайд». Почти у всех продавцов (35 человек) отмечались трудности с вступлением в контакт с покупателем и желание поскорее выйти из контакта. При возникновении напряженности в коммуникации наблюдались проявления подавляемой агрессии, раздражения.
Привлекательность работы в организации, организационной культуры являются сдерживающими факторами в процессе развития синдрома выгорания, ориентируют сотрудника более позитивно по отношению к клиентам. При низкой лояльности к собственной компании она начинает рассматриваться как противник и происходит дистанцирование работника от организации, в которой он трудится. При проведении оценки продавцов-консультантов компании «Трайд» только трое консультантов из 35 человек рассказывали о своей компании, идентифицируя себя с этой организацией (частое употребление фраз «мы», «у нас», «наша компания» и др.). Остальные старались противопоставить, отделить себя от фирмы, в которой они работают, что проявлялось в использовании таких фраз, как «они», «эта фирма», «у них» и т.д. У двоих продавцов дистанцирование, отстраненность от работы выражалось в избегании контактов с покупателями: долгое пребывание в подсобном помещении, «не замечание» клиентов в торговом зале, игнорирование потенциальных покупателей. Это фактор риска выгорания часто приводит к прогулам, отгулам, пропускам за свой счет и в конечном итоге может привести к большой текучке кадров.
Можно отметить следующую зависимость стажа и риска профессионального выгорания: чем выше первый, тем ниже второй. При проведе-
Глава 12. Стрессы и конфликты
нии наблюдения был отмечен следующий факт: большой стаж при неудовлетворенности карьерным ростом приводит к неудовлетворенности работой и, как следствие, способствует развитию профессионального выгорания. Следовательно, большой стаж работы должен положительно соотноситься с возможностью карьерного роста во избежание развития выгорания сотрудника. Влияние возрастной составляющей на процесс выгорания неоднозначно. Возраст наблюдаемой группы продавцов-консультантов колебался в пределах от 19 до 35—40 лет. И внешние признаки выгорания отмечались как у более старших продавцов, так и у совсем молодых. Возможно, это связано с их неудовлетворенностью от реальности в соотнесении с их ожиданиями касательно профессиональной деятельности, карьерного роста или иных причин. Следует подробнее изучить этот вопрос взаимосвязи карьерных устремлений с эмоциональным выгоранием сотрудников, используя методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко и опросники для выявления карьерных устремлений сотрудников данной компании. По данным, проведенным специалистами исследований области выявления связи «карьера-выгорание», получены выводы, что у женщин, чьи карьерные ориентации были направлены в сторону стабильности и интеграции стилей жизни, отмечался рост эмоционального выгорания. Росту эмоционального напряжения способствовали невозможность удовлетворить потребность в стабильности и оптимальном соотношении карьеры, личной жизни и саморазвития. Эти выводы следует проверить применительно к условиям конкретной компании.
Среди личностных факторов, способствующих выгоранию, отметим поведение человека, предпочитаемые стратегии преодоления кризисных ситуаций. Использование активной стратегии избегания кризисной ситуации соотносится с эмоциональным истощением и деперсонализацией, использование пассивной стратегии — с развитием эмоционального истощения и редукцией личных достижений. Чем больше степень выгорания, тем чаще применяются пассивные, агрессивные модели преодолевающего поведения. Умение управлять эмоциональными проявлениями — необходимый навык работников коммуникативных профессий. Однако очень часто стратегия преодолевающего поведения в условиях стресса, частью которой может являться и такое умение, как управление и подавление собственных эмоций, может служить фактором, определяющим вероятность развития психосоматических заболеваний. Для развития син-516
12,1. Стресс
дрома выгорания важно, как работник справляется со стрессом. Наиболее уязвимыми оказываются те, кто реагирует на стрессовую ситуацию агрессивно, несдержанно, стремясь противостоять во что бы то ни стало, идя на соперничество. Они имеют тенденцию недооценивать сложность стоящих задач и фактор времени. Стрессогенный фактор способствует развитию у них чувства уныния, подавленности из-за неудачи в достижении желаемого. Личностям этого типа характерны две особенности: высокая степень соревновательности и постоянное пребывание в режиме аврала или цейтнота. Чтобы определить, имеется ли склонность к поведению этого типа, можно использовать следующий небольшой тест.
Тест: «Принадлежите ли вы к людям, предпочитающим стратегии преодоления кризисных ситуаций».
(Ответы на вопросы — «да» или «нет»).
• Вы всегда все делаете очень быстро?
• Проявляете ли нетерпение из-за того, что вам кажется, что все делается слишком медленно?
• Часто ли одновременно думаете о двух или более вещах или стараетесь делать несколько дел одновременно?
• Испытываете ли чувство вины, когда позволяете себе расслабиться на несколько дней, часов или уйти в отпуск, ничего не делать какое-то время?
• Стараетесь ли внести в расписание больше дел, чем можете выполнить надлежащим образом?
• Используете ли экспрессивную жестикуляцию (сжимание кулаков, ударяете ли по столу и др.), чтобы подчеркнуть то, о чем говорите?
• Оцениваете ли себя в зависимости от того, сколько дел успели выполнить?
• Часто ли проходите мимо интересных событий, вещей, явлений, руководствуясь принципом необходимости?
Если ответов «Да» больше, чем четыре — следовательно, вы принадлежите к людям, предпочитающим стратегии преодоления кризисных ситуаций.
Связь между личностными характеристиками и выгоранием — весьма существенный фактор при подборе персонала в коммуникативных профессиях. Тревожные, склонные к депрессиям люди не будут в состоянии справиться со стрессами и будут больше подвержены профессиональному выгоранию, чем люди с высокой степенью самоуважения (более позитивно
Глава 12. Стрессы и конфликты
ориентированы по отношению к клиентам и менее склонны к эмоциональному истощению), хорошим чувством юмора (один из механизмов допинговых реакций, помогающий преодолевать стрессовые ситуации).
Наиболее подвержены синдрому выгорания молодые, малоопытные работники, завышающие ожидания от профессиональной деятельности. Старшие по возрасту и более опытные сотрудники способны изменить свои ожидания, чтобы они соответствовали реальной ситуации, например, снизив ожидания, касающиеся благодарности клиентов или организационных ресурсов компании.