Тема 11. Познание

 

Познание как специфический способ отношения человека к миру. Многообразие форм познания (мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное, научное). Теория познания, ее предмет и проблемы. Проблема познаваемости мира и ее различные интерпретации. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о познаваемости мира. Гносеологические истоки скептицизма и агностицизма. Юмистская и кантианская линии агностицизма.

Проблема природы познания. Различные модели познания. Материалистическая концепция познания как высшей формы отражения действительности. Объект и субъект познания, их взаимосвязь. Практическая природа познания. Понятие практики и ее основные формы. Роль практики в процессе познания.

Структура познавательного процесса, ступени познания. Чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление). Роль чувственного познания. Рациональное познание и его формы (понятие, суждение, умозаключение). Рассудок и разум - два уровня рационального познания. Действительность, мышление, логика и язык. Роль рационального познания. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм в познании. Познание как творческий процесс. Творчество и формирование нового знания. Воображение и интуиция и их роль в познании. Вера и знание. Понимание и объяснение.

Проблема истины в философии. Понятие истины, ее различные трактовки (классическая теория истины, прагматизм, конвенциализм и др.). Учение об объективности истины. Истина и заблуждение. Роль заблуждений в познании.

Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины. Релятивизм и догматизм в учении о соотношении абсолютной и относительной истины. Конкретность истины.

Проблема критериев истины. Практика как надежный и достоверный критерий истины. Вторичные, дополнительные критерии истины. Отдельные признаки истины.