ТЕМА 36. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

 

1. Единство чувственного и рационального познания. Научные и вненаучные формы познания.

2. Проблема истины в философии и науке.

 

Раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания и путях постижения истины называется гносеологией. В работе следует подчеркнуть, что познание - это прежде всего человеческая деятельность, направлен­ная на отражение действительности; это сложный противоречивый про­цесс от простой фиксации явлений к анализу их сущности.

Структура процесса познания представляет собой единство чувст­венного и рационального познания. Проанализировав составляющие элементы чувственного и рацио­нального познания, необходимо подчеркнуть их роль в развитии научного познания. Однако при этом необходимо отметить, что наряду с научным познанием существуют вненаучные формы познания (обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное). Вам надлежит рассмотреть многообразие форм духовно-практического освоения мира, выявить специфику научного и вненаучного знания.

Особое внимание следует уделить проблеме истины, которая представляет собой верное отражение действительности в сознании людей, адекватное соответствие знаний человека внешнему миру, т.е. объективной реальности. Вам необходимо проанализировать многогранный характер истины: диалектику абсолютного и относительного в истине, единство объективного и субъективного в ней, конкретность истины. В завершении необходимо отметить, что познание и практика представляют собой две взаимосвязанные стороны единого процесса, где практика является критерием истины. В утверждении истины, как и в ее проверке, необходимо учитывать единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии.