ТЕМА 30. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
1. Современные концепции происхождения человека.
2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
Данную проблематику нужно рассматривать в историческом аспекте, процесс становления вида homo sapiens стал таким же крупномасштабным планетарным явлением как и появление живой материи из неживой. При этом биологическая эволюция человека синхронно сопровождалась эволюцией социальных отношений. При рассмотрении второго вопроса о деятельной сущности человека следует более подробно осветить роль труда не только в развитии человека как высшего природного существа, но и подчеркнуть, что деятельная сущность человека стала тем фундаментом, на котором возникла человеческая цивилизация.
Сущность проблемы антропосоциогенеза состоит в том, что человек представляет собой биосоциальную целостность, т. е. неразрывную совокупность природного (биологического) и социального (общественного) факторов, имеющих длительную эволюцию, ключевым звеном которой является деятельность человека, главным образом - трудовая деятельность. Таким образом, антропосоциогенез это философское понятие, утверждающее, что человек есть неразрывное сочетание, монолитный сплав биологического и социального начала.
Для различных философских систем проблема человека является центральной и традиционной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика называется философской антропологией. Важно подчеркнуть, что философия в отличие от других наук о человеке (психология, медицина и т. д.) стремится постичь человека как целостное существо. Философия рассматривает человека, взятого в единстве его разнообразных проявлений, как существо многомерное и универсальное. Раздел философии, изучающий сущностные характеристики человека, называется философской антропологией. Важнейшим понятием современного становления антропосоциогенеза является ноосфера, особое взаимодействие природы и общества, где человек и его деятельность выступают преобразующим фактором бытия, своеобразной геолого -образующей силой.