ТЕМА 30. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

1. Современные концепции происхождения человека.

2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

 

Данную проблематику нужно рассматривать в историческом аспекте, процесс становления вида homo sapiens стал таким же крупно­масштабным планетарным явлением как и появление живой материи из неживой. При этом биологическая эволюция человека синхронно сопро­вождалась эволюцией социальных отношений. При рассмотрении второго вопроса о деятельной сущности человека следует более подробно осветить роль труда не только в развитии челове­ка как высшего природного существа, но и подчеркнуть, что деятельная сущность человека стала тем фундаментом, на котором возникла человече­ская цивилизация.

Сущность проблемы антропосоциогенеза состоит в том, что человек представляет собой биосоциальную целостность, т. е. неразрывную сово­купность природного (биологического) и социального (общественного) факторов, имеющих длительную эволюцию, ключевым звеном которой яв­ляется деятельность человека, главным образом - трудовая деятельность. Таким образом, антропосоциогенез это философское понятие, утверждающее, что человек есть неразрывное сочетание, монолитный сплав биологического и социального начала.

Для различных философских систем проблема человека является центральной и традиционной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика называется философской антропологией. Важно подчеркнуть, что философия в отличие от других наук о человеке (психология, медицина и т. д.) стремится постичь человека как целостное су­щество. Философия рассматривает человека, взятого в единстве его разнооб­разных проявлений, как существо многомерное и универсальное. Раздел философии, изучающий сущностные характеристики человека, называется философской антропологией. Важнейшим понятием современного становления антропосоциогенеза является ноосфера, особое взаимодействие природы и общества, где человек и его деятельность выступают преобразующим фактором бытия, своеобразной геолого -образующей силой.