ТЕМА 11. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. ФЕЙЕРБАХА

 

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

2. Этика Л. Фейербаха.

 

Плеяду немецких классических философов завершает выдающийся материалист XIX века - Людвиг Фейербах. Исследуя творчество немецкого мыслителя, следует раскрыть сущность антропологического материа­лизма Л. Фейербаха как принципиально нового подхода к проблеме человека, подчеркнув при этом его ограниченность и противоречивость, выраженную в недооценке как диалектического метода Г. Гегеля, так и социальных факторов в развитии человеческой личности. Важно при этом отметить огромное влияние на развитие атеистического мировоззрения его книги "Сущность христианства", где он не только анализирует причины возникновения религии, но четко определяет сущность понятия Бог. Бог, по Фейербаху, это совокупность лучших человеческих качеств, возведенных в абсолют, это идеальная абстракция, к которой стремится человек, что дало право Л. Фейербаху утверждать, что не бог создал человека, а человек создал бога по образу и подобию своему.

При рассмотрении второго вопроса, следует подчеркнуть, что в основе этических воззрений Л. Фейербаха находится любовь. Объект познания первоначально формируется в опыте человеческого общения, поэтому первый объект для человека – это другой человек - «Ты», «Я» и «Ты» неразделимые составляющие человеческого бытия и познания. «Я и Ты» - основа нравственно-этической концепции Л. Фейербаха, при помощи которой он попытался обосновать «новую религию», « новую философию». В завершении данной темы необходимо сделать вывод о том, что, несмотря на огромный вклад немецкой классической философии в реше­ние первостепенных философских проблем - онтологических, гносеологи­ческих, аксиологических - в целом она носила непоследовательный, про­тиворечивый характер и не смогла окончательно преодолеть свою идеалистическую направленность, о чем свидетельствует и творчество Л.Фейербаха.