Методические указания

При рассмотрении первого и второго вопросов необходимо обратить внимание на то, что средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Начальная фаза формирования христианской философии относится еще к первым векам нашей эры, к периоду, когда становящееся христианское вероучение сталкивается и переплетается с философскими системами античного мира. Это происходит в период патристики. Патристика (от лат. pater – отец) – общее название литературы, написанной отцами церкви. В истории философии это понятие используется для обозначения христианского богословия и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от "язычников", иудеев, государственной власти и античной философии. Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится использовать принципы и методы античной философии для обоснования христианства.

Философию патристики по той роли, которую она играет в обществе, можно разделить на апологетическую и систематическую. С точки зрения места возникновения – на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую. На Востоке преобладала мистика, на Западе – схоластика. В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого "апология" – защита). Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систематизировать христианство. Для ее выполнения было необходимо использовать наследие античного мышления. Систематизация христианских воззрений была необходима для борьбы с еретическими учениями.

Раскрывая третий вопрос, следует подчеркнуть отличия подходов к проблеме познания Бога в катафатическом и апофатическом богословии. Отличие метафизических и методологических принципов Восточного и Западного христианства определяет их специфику. В исихазме – вершине православного богословия – по особенному определяется человеческая природа через энергийное соединение человека с Богом.

В четвертом вопросе нужно учесть внутреннее многообразие схоластики. Термин «схоластика» (от греческого слова – школа) прилагался к весьма широкому кругу мыслителей, не только отделенных друг от друга веками, но и различавшихся по своим взглядам. В целом схоластика характеризовалась, во-первых, безусловным приоритетом веры над разумом и, во-вторых, существованием специфических и тщательно разработанных методов обучения «школяров». В центре схоластов находились данные в Божественном Откровении истины, которые надлежало не только защищать от еретических толкований, но также разъяснять, развивать и интерпретировать надлежащим образом.