ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ (ОТМУК) – ЭТО МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

ОНИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ДВЕ ГРУППЫ:

1. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВОМ: ПРОДУКТА; ПРОЦЕССА. ОНИ ДЕЛЯТСЯ:

- ПО ОСОБЕННОСТЯМ КОНТРОЛЯ НА: СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ; НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ; РАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ;

- ПО ВИДАМ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИБОРОВ: С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУЧНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ; АВТОМАТИЧЕСКИЕ; АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ.

2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА: ПРОЦЕССА; ПРОДУКТА; ПРОЦЕССА И ПРОДУКТА.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ЕЕ СОЗДАНИЯ. ОБЪЕКТАМИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА МОГУТ БЫТЬ КАК ПРОДУКЦИЯ ИЛИ ПРОЦЕСС В ОТДЕЛЬНОСТИ, ТАК И ПРОДУКЦИЯ И ПРОЦЕСС В СОВОКУПНОСТИ.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФАКТИЧЕСКОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА. ДЛЯ ЭТОГО В ОРГАНИЗАЦИИ РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- ПЛАНИРОВАНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМ, СТАНДАРТОВ;

- СОЗДАНИЕ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТ И ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ;

- ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ КАЧЕСТВА РАБОТ И ПРОДУКТОВ – ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ И ФАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ СРАВНЕНИЯ НОРМ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА;

- ПРОВЕДЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И Т.П.

ВОЗМОЖНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВАРИАНТЫ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ СВЯЗАН С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ПРОДУКТА СО СТАНДАРТОМ И ЕГО ПОСТУПЛЕНИЕМ В СФЕРУ РЕАЛИЗАЦИИ.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ СВЯЗАН С НЕСООТВЕТСТВИЕМ ПРОДУКТА С ТРЕБОВАНИЕМ СТАНДАРТОМ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ ПРОДУКТ МОЖЕТ ЛИБО ДОВОДИТЬСЯ ДО НУЖНОГО КАЧЕСТВА, ЛИБО УТИЛИЗИРОВАТЬСЯ.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

1. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. В НЕГО ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ; КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ; ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО; РАЗРАБОТКА ОПЕРАТИВНЫХ БИЗНЕС-ПЛАНОВ И ДРУГИХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО КАЧЕСТВУ; ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И Т.П.

2. СИСТЕМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА, КОТОРОЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ: РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КАЧЕСТВА; ОРГАНИЗАЦИЮ СИСТЕМ КАЧЕСТВА; НАДЗОР ЗА СИСТЕМОЙ КАЧЕСТВА; КОРРЕКТИРОВКУ СИСТЕМ КАЧЕСТВА И Т.П.

3. ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАЧЕСТВОМ, КОТОРОЕ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА; ПЕРСОНАЛ; ПОЛИТИКУ КАЧЕСТВА; КОНТРОЛЬ; ОРГАНИЗАЦИЮ КАЧЕСТВА И Т.Д. ВСЕ ЭТИ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЗЫВАЮТ ИНОГДА «КОНУСОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА».