А. ПРОЕКТ ДОГОВОРА О ПАТЕНТНЫХ ЗАКОНАХ

(а) Истоки международной гармонизации патентных законов

34.1. Международная гармонизация патентных законодательств началась более 100 лет назад с принятием Парижской конвенции об охране промышленной собственности (далее — Парижская конвенция). Подчеркивая независимость национальных патентных систем и территориальные ограничения прав, предоставляемых в соответствии с такими национальными системами. Парижская конвенция тем не менее содержит некоторые основополагающие нормы, такие, как принцип национального режима, право приоритета, запрет на лишение патентных прав по причине ввоза запатентованного изделия, сроки и требование о неисключительности в отношении принудительных лицензий в случае неиспользования изобретения и временная охрана изобретений, содержание которых раскрывается во время выставок. Эти нормы были расширены в ходе различных пересмотров Конвенции, но они все же охватывают лишь некоторые аспекты патентной охраны.

34.2. В 1950-е годы в рамках Совета Европы начались обсуждения относительно создания Европейской патентной системы и гармонизации патентных законов. Это привело к принятию Конвенции об унификации некоторых положений законодательства о патентах на изобретения от 27 ноября 1963 года. Эта Конвенция представляет высокую степень унификации материально-правовой части патентных законов в рамках Европы. Некоторые из этих положений служили основой при подготовке Европейской патентной конвенции (ЕПК) от 1973 года, которая вступила в силу 7 октября 1977 года и установила единую процедуру выдачи европейских патентов, а также для Люксембургской конвенции о Европейском патенте для Общего рынка от 1975 года, направленной на выдачу европейских патентов для всего Европейского сообщества.

34.3. Имеются другие примеры региональных соглашений на территории Африки и Латинской Америки, в которых достигнута гармонизация или унификация материально-правовой, а также процедурной части патентных законов, включая сотрудничество по процедурам патентной выдачи. Соглашение по созданию Африканской организации интеллектуальной собственности (OAPI), заключенное в 1962 году в Либревилле и пересмотренное в Банги, и Харарский протокол, принятый в 1982 году в рамках Африканской региональной организации по промышленной собственности (ARIPO), унифицируют ряд положений материально-правовой части патентного закона и предусматривают централизованную выдачу патентов региональными патентными ведомствами. В Латинской Америке страны Андской группы (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла) приняли решение 313, которое содержит, в частности, положения материального и процедурного права патентного законодательства.

34.4. Гармонизация патентных законов также часто упоминалась в качестве цели делегациями в переговорах, которые привели к принятию Договора о патентной кооперации (РСТ) в 1970 году. РСТ является соглашением относительно международной кооперации, касающейся подачи, поиска и предварительной экспертизы патентных заявок и распространения технической информации, содержащейся в патентных заявках РСТ. Договор РСТ, административные функции которого выполняет ВОИС, содержит элементы, касающиеся патентных заявок, в отношении которых достигнут консенсус.

(b) История подготовки Договора о патентных законах

34.5. История подготовки договора, дополняющего Парижскую конвенцию в части патентов (Договор о патентных законах), началась с предложения, сделанного в июле 1983 года Генеральным директором ВОИС в адрес руководящих органов ВОИС (и в особенности Ассамблеи Парижского союза), касающегося изучения правовых последствий публичного раскрытия изобретения самим изобретателем до подачи заявки. «Льготный период», как он обычно называется, имеет следствием то, что отдельные раскрытия, сделанные изобретателем во время определенного периода до даты подачи или даты приоритета заявки, не влияет на патентоспособность изобретения, содержащегося в заявке. Предложение было принято, и вопрос рассматривался в мае 1984 года Комитетом экспертов ВОИС по вопросу льготного периода в отношении публичного раскрытия изобретения до подачи заявки. Положения о льготном периоде содержатся в статье 12 Основного предложения о Договоре о патентных законах.

34.6. Вскоре участники дискуссии осознали, что вопрос о льготном периоде не может рассматриваться отдельно от других вопросов, так как он неизбежно влечет за собой другие вопросы, которые должны быть рассмотрены одновременно с вопросом о льготном периоде. Особенно к таким вопросам относятся идентификация изобретателя (поскольку льготный период в основном затрагивает раскрытие изобретения самим изобретателем) и требование к дате подачи заявки (поскольку льготный период отсчитывается с национальной даты подачи или с даты приоритета). Эти вопросы рассматривались впервые на втором совещании Комитета экспертов, проведенном в июле 1985 года, и отражены соответственно в статьях 6 и 8 Основного предложения.

34.7. Признавая расширенный объем задачи, было принято решение об изменении названия Комитета на следующее название: «Комитет экспертов по гармонизации отдельных положений в законах об охране изобретений». Это название было сохранено на весь период подготовительной работы по предлагаемому Договору о патентных законах (PLT). Заседания Комитета продолжались в течение шести лет с 1984 по 1990 год: один раз в 1985 году, один раз в 1986 году и дважды в год в последующие четыре года (1987—1990), составив в целом 11 подготовительных совещаний. В результате этих совещаний объем предлагаемого Договора о патентных законах расширялся по мере того, как Комитет рассматривал дополнительные материально-правовые вопросы для включения в него.

34.8. Благодаря такому постепенному росту объема предлагаемый Договор о патентных законах стал включать многие важнейшие вопросы в области патентов, по которым имеется значительное расхождение в трактовке между национальными и региональными законодательствами, но в отношении которых желательна гармонизация. Цель договора — упростить и повысить эффективность и экономичность применения ранее установленных средств получения патентной охраны в различных странах мира в интересах патентных ведомств, изобретателей, промышленности и их профессиональных представителей.

(с) Основное предложение Договора

34.9. «Основным предложением» является последняя официальная версия предлагаемого Договора о патентных законах. Основное предложение было представлено на первую часть Дипломатической конференции, состоявшейся в Гааге в июне 1991 года. Основное предложение включает 20 материально-правовых статей. Двенадцать из них сопровождались проектом правил, которые составляют основу Инструкций и рассматриваются как часть Основного предложения.

34.10. Материально-правовые положения Основного предложения касаются следующих вопросов:

(1)

раскрытие и описание изобретения (статья 3, правило 2);

(2)

формула (статья 4, правило 3);

(3)

единство изобретения (статья 5, правила 4 и 5);

(4)

идентификация и упоминание изобретателя, декларация относительно правомочности заявителя (статья 6, правило 6);

(5)

испрашивание приоритета с нарушением сроков (статья 7);

(6)

дата подачи (статья 8, правило 7);

(7)

право на патент (статья 9);

(8)

условия патентоспособности (статья 11);

(9)

раскрытие изобретения, не влияющее на патентоспособность (льготный период) (статья 12);

(10)

последствия в отношении предшествующего уровня, наступающие при подаче некоторых заявок (статья 13);

(11)

дополнение или исправление заявки (статья 14);

(12)

публикация заявок (статья 15, правило 8);

(13)

сроки проведения поиска и экспертизы по существу (статья 16);

(14)

изменения, вносимые в патенты (статья 17, правило 9);

(15)

отзыв патента в административном порядке (статья 18, правило 10);

(16)

преждепользование (статья 20);

(17)

объем охраны и интерпретация формулы (статья 21);

(18)

дата начала действия патента (статья 22(2));

(19)

обеспечение защиты прав (статья 23).

34.11. Эти материально-правовые нормы относятся к патентной заявке и процедурам экспертизы, требованиям к получению патента, а также к правам и средствам защиты, предоставляемым патентом. Проект Договора содержит также определения некоторых терминов, используемых в Основном предложении. Другие положения относятся к административной части самого Договора. Отдельные положения Основного предложения рассматриваются ниже более подробно.

34.12. В сентябре 1992 года Ассамблея Парижского союза приняла решение изъять шесть статей из Основного предложения, представленного на Дипломатическую конференцию. Эти статьи следующие: статья 10 (область техники), статья 19 (права, предоставляемые Патентом), статья 22(1) (20-летний период действия патента), статья 24 (перенос бремени доказательства), статья 25 (обязательства правообладателя) и статья 26 (средства защиты согласно национальному законодательству).

34.13. В мае 1995 года Генеральным директором ВОИС было созвано консультативное хе по дальнейшей подготовке Дипломатической конференции по заключению Договора о патентных законах в соответствии с решением Ассамблеи Парижского союза с тем, чтобы попытаться разработать рекомендации по решению принципиальных вопросов, входящих в PLT.

34.14. Консультативное совещание приняло рекомендацию, которая звучит следующим образом:

«Консультативное совещание,

Считая, что в отсутствие консенсуса по Основному предложению, представленному на Дипломатическую конференцию в Гааге 1991 года, продолжение данной конференции может быть не лучшим выходом или не подходящим моментом,

Полагая, что гармонизация патентных законов по ряду аспектов принесет огромную пользу для патентной охраны изобретений,

Рекомендует Генеральному директору ВОИС попытаться найти решение на сентябрьских сессиях Генеральной ассамблеи ВОИС и Ассамблеи Парижского союза по альтернативному подходу в продвижении вопроса гармонизации, особенно вопросов, касающихся формальностей подачи национальных и региональных заявок, включая такие вопросы, как: подпись, изменения в именах и адресах, изменения владельца, исправление ошибок, замечания в случае предполагаемого отказа, представители, адрес для переписки, содержание части заявки, касающейся заявления, а также использование образцов международных бланков. Считать целесообразным провести две или более сессии Комитета экспертов с тем, чтобы обсудить эти вопросы на сентябрьской сессии указанных Ассамблей,

Считает, что вопрос проведения Дипломатической конференции, ее повестка и время проведения должны быть рассмотрены на этих сессиях вышеназванных Ассамблей».

Литература к разделу А:

Международное бюро ВОИС. Проект Договора о патентных законах. WIPO/ACAD/E/94/17.A.

Международное бюро ВОИС. Отчет о консультативном совещании по дальнейшей подготовке Дипломатической конференции по заключению Договора о патентных законах. PLT/CM/4.