В. ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(а) Виды программ по интеллектуальной собственности
32.4. Спектр студентов, которые получили бы пользу от изучения проблем интеллектуальной собственности, весьма широк. Он включает студентов, изучающих вопросы управления, права, изящных искусств, техники, науки, журналистики и т. п. Естественно, многие образовательные программы должны включать курс интеллектуальной собственности. Однако из многих видов программ, которые могли бы включать интеллектуальную собственность, выделяются три, как наиболее часто включающие курс интеллектуальной собственности. Во-первых, почти все управленческие программы включают тот или иной обзор основ интеллектуальной собственности. Для студентов, которые надеются работать в частном секторе или в госучреждениях, важно приобрести элементарные сведения о той роли, которую интеллектуальная собственность играет в современных концепциях экономики и торговли. Во-вторых, программы базовой подготовки к профессии юриста включают курс интеллектуальной собственности, который дает студентам общее представление о характере и прикладных аспектах законов об интеллектуальной собственности. Даже студенты юридических факультетов, которые не намерены специализироваться в области интеллектуальной собственности, должны быть знакомы с основными правами, которые охраняются в рамках законов об интеллектуальной собственности. В-третьих, специализированные программы аспирантур (кандидат юридических наук) обычно предусматривают более полное специальное обучение теории и практике законов об интеллектуальной собственности. Такие программы предназначены для дополнения зачастую фрагментарных знаний, которые специалист приобретает на практике, путем освещения всех аспектов, которые имеют значение для охраны интеллектуальной собственности.
32.5. Специализированные программы интеллектуальной собственности затрагивают три основных аспекта практики в области интеллектуальной собственности: (1) характер и объем прав, охраняемых в рамках интеллектуальной собственности; (2) процедура получения и регистрации прав интеллектуальной собственности (называемая «оформление» в тех случаях, когда предусматривается подача и экспертиза заявки) и (3) процедура охраны и реализации прав интеллектуальной собственности после их получения (чаще всего это осуществляется в судах путем гражданского процесса).
32.6. Образовательные программы в области управления делают упор на первый аспект — характер и объем прав, охраняемых в рамках интеллектуальной собственности. Хотя такие сведения являются лишь отправной точкой для специалиста по интеллектуальной собственности, они представляют собой наиболее существенные аспекты для руководящих работников в частном секторе и для разработчиков государственной политики. Эти программы дают общее представление о тех типах творческой и технической продукции и способах, которые могут охраняться, о формах охраны интеллектуальной собственности, которые созданы для охраны конкретных видов объектов творчества, и об эффективности такой охраны. Студент обретает понимание способов, которые могут обеспечить благоприятное воздействие интеллектуальной собственности на экономическую конкурентоспособность. Это понимание имеет еще более важное значение для делового планирования и экономических расчетов, связанных с долгосрочным экономическим благосостоянием компании или страны, чем для автора, художника или изобретателя, которые в основном заинтересованы в практических аспектах получения охраны.
32.7. В дополнение к управленческим программам все основные учебные программы университетов для юристов включают курс коммерческого права и права собственности, а также курс, касающийся гражданского и уголовного процесса. Такие курсы являются неотъемлемой основой для общего понимания концепций, нашедших отражение в законодательстве по интеллектуальной собственности. Преподаватели, ведущие такие курсы, особенно касающиеся коммерческого, хозяйственного или права собственности, зачастую включают разделы о различных видах охраны интеллектуальной собственности, особенно те, которые представляют интерес для студентов в области управления или экономики.
32.8. Некоторые юридические факультеты университетов включают одну или несколько групп или даже полный поток, предназначенный для студентов, которые собираются специализироваться в области интеллектуальной собственности. Эти группы предназначены для того, чтобы дать будущим специалистам широкое, если не глубокое, представление о спектре возможных форм интеллектуальной собственности. Такие группы полезны студентам, намеревающимся помогать авторам и изобретателям в охране их произведений в рамках национального или зарубежного законодательства, и для студентов, которые, в качестве поверенных в делах, будут, консультировать клиента, компанию относительно тех аспектов законодательства, которые будут в значительной степени влиять на их жизнеспособность и развитие.
32.9. Студенты, которые поступают в специализированную аспирантуру по интеллектуальной собственности (например, для получения степени кандидата юридических наук), являются обычно практикующими специалистами в области интеллектуальной собственности, заинтересованными в углублении знаний правовых основ законодательства по интеллектуальной собственности, в развитии навыков по приобретению и реализации прав на интеллектуальную собственность. Зачастую практикующие специалисты из одной страны записываются в аспирантуры других стран, чтобы приобрести более глубокое знание законодательства по интеллектуальной собственности в этой стране. Такие программы дают углубленные теоретические основы законодательства по интеллектуальной собственности. Однако, будучи спланированными для практикующих специалистов, чья повседневная работа заключается в приобретении и охране прав на промышленную собственность, такие программы будут также практические занятия под руководством опытных преподавателей-практиков, касающиеся реальных шагов по обеспечению рассмотрения заявок на права интеллектуальной собственности и судебной защите этих прав.
(b) Преподаватели
32.10. Качество учебных программ в области интеллектуальной собственности будет зависеть в значительной мере от уровня подготовки и заинтересованности преподавателей. Есть много штатных преподавателей в большинстве стран, которые специализируются на изучении одного или нескольких аспектов интеллектуальной собственности. Однако многие университеты не имеют таких специалистов и образование студентов в области интеллектуальной собственности ложится на плечи преподавателей, для которых эта область является побочной по отношению к их основной специализации. С недавнего времени ввиду возрастающего значения и общественного признания интеллектуальной собственности все больше преподавателей специализируются в этой области. Кроме того, многие практикующие специалисты, посвятившие годы и десятилетия работе в этой области, решили оставить практику и посвятить себя полностью преподаванию интеллектуальной собственности. Эти бывшие специалисты-практики, как только они приобретут опыт преподавательской работы в университете, могут стать превосходными преподавателями законодательства по интеллектуальной собственности. Штатные преподаватели-юристы, которые решают специализироваться в области интеллектуальной собственности, должны взяться за незавидную задачу овладения массой конкретных знаний, необходимых для эксперта в области интеллектуальной собственности. Однако преподаватели, которые берутся за эту задачу, находят в ней целый мир, полный интеллектуальных загадок и сокровищ, который полностью оправдывает все усилия.
32.11. Промежуточным источником опытных преподавателей, которые могут эффективно заполнить вакуум, вызванный отсутствием штатных преподавателей в области интеллектуальной собственности, являются патентные поверенные, которые готовы посвятить часть своего времени (один-два вечера в неделю) преподаванию курса интеллектуальной собственности. Такие преподаватели обычно именуются «адъюнкт-профессорами» и дают возможность эффективно и экономично сформировать полноценную и качественную программу обучения интеллектуальной собственности. Этот процесс основан на симбиозе — он дает возможность университету привлечь к своей программе многочисленных высококвалифицированных экспертов, обеспечивающих широту освещения темы, которая была бы недостижима при наличии лишь нескольких специалистов, при минимальных расходах, а с другой стороны, повышает престиж патентного поверенного, привлекаемого к программе университетской подготовки, дает ему стимул для отслеживания новых положений в области права плюс удовлетворение от преподавания молодым специалистам, которые по-новому осмысливают старые проблемы. Студентам нравится слушать истории из практики патентного поверенного, а поверенные получают удовольствие от передачи знаний аудитории, которой (что редко случается в жизни поверенного) нравится слушать и верить тому, что рассказывается.
32.12. На юридических факультетах основы интеллектуальной собственности наилучшим образом преподаются штатными профессорами-юристами, которые могут уделить достаточное время консультациям и обучению студентов в ходе этой программы для овладения ими специальностью, которая наиболее им подходит. Бывшие патентные поверенные, ставшие штатными преподавателями, имеют преимущество опыта на специфическом рынке труда в области интеллектуальной собственности и, как правило, быстро приобретают навыки наставничества. Опытные преподаватели-юристы обладают преимуществом знакомства с системой юридического образования и запросами студентов юридических факультетов.
(с) Преподавание интеллектуальной собственности
в развивающихся странах
32.13. В течение последнего десятилетия ВОИС предприняла ряд инициатив для того, чтобы общественности стало известно о программах обучения и исследований в области интеллектуальной собственности, которые осуществляются в различных развивающихся странах, и таким образом активизировать процесс обучения и исследований в области интеллектуальной собственности. Эти инициативы были спланированы в качестве дополнения к деятельности ВОИС по подготовке персонала, являющейся частью программы сотрудничества в целях развития, иными словами, программы юридико-технической помощи ВОИС.
32.14. В своих усилиях стимулировать обучение и исследования в области интеллектуальной собственности ВОИС опубликовала в 1970 году два обзора, один — об обучении законодательству по интеллектуальной собственности и второй — об обучении законодательству по авторскому праву. Эти обзоры рассказывали о числе, существе, уровне, числе часов и форме обучения, а также о сопутствующих аспектах, касающихся курсов, проводимых в различных университетах и других заведениях высшего образования в 30 или более странах мира.
32.15. Хотя число университетов и институтов, в которых преподается законодательство по интеллектуальной собственности, резко возросло со времени указанного обзора, факт остается фактом, что в ряде развивающихся стран, включая некоторые развивающиеся страны в Азии и Тихоокеанском регионе, законодательство по интеллектуальной собственности еще не включено отдельным курсом в программу или преподается в качестве составной части курса коммерческого права. Это происходит в основном из-за ограниченного числа заинтересованных студентов.
32.16. Существует, однако, ряд университетов и других учебных заведений в развивающихся странах, которые ввели у себя курсы интеллектуальной собственности. Они также проводят на периодической основе, совместно с государственными органами и заинтересованными профессиональными организациями и при поддержке ВОИС, вводные курсы общего характера по законодательству в области интеллектуальной собственности. Более того, в некоторых развивающихся странах проводились специализированные курсы и семинары по конкретным аспектам интеллектуальной собственности, предназначенные для студентов университетов, научных работников, государственных служащих, юристов и бизнесменов, а также обычных людей, проявляющих повышенный интерес к законодательству по интеллектуальной собственности. Организовывались также симпозиумы и другие встречи, посвященные обзору законов по интеллектуальной собственности в свете текущего экономического, технического и социального развития.
32.17. В первых рядах этого прогресса в области обучения вопросам интеллектуальной собственности были преподаватели университетов, которые проявили дальновидность и осознали, что интеллектуальная собственность является не абстрактным понятием, а незаменимым орудием для достижением желаемых экономических и культурных целей. Таких преподавателей следует поощрять и предоставлять им возможность для реализации их чаяний.