D. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНВЕНЦИИ ПО ФОНОГРАММАМ
26.15. Что касается материально-правовых положений, то Конвенция по фонограммам отличается от Римской конвенции в основном в отношении: (i) критериев определения субъектов охраны, (ii) объема охраны и (iii) средств обеспечения предусматриваемой охраны.
26.16. В качестве условия предоставления охраны Конвенция по фонограммам выдвигает лишь критерий национальности. Однако любое договаривающееся государство, которое по состоянию на 29 октября 1971 года предоставляло охрану исключительно на основании места первой фиксации, имеет право отказаться от применения этого критерия, направив генеральному директору ВОИС соответствующее заявление.
26.17. Охрана предоставляется не только против изготовления дубликатов фонограммы, но также против распространения незаконных дубликатов и импорта таковых дубликатов для целей распространения (статья 2). С другой стороны, объем охраны таков, что не распространяется на требование вознаграждения за вторичное использование фонограммы.
26.18. Конкретные меры, с помощью которых осуществляется Конвенция по фонограммам, оставлены на усмотрение национальных законодателей. Такие меры могут включить охрану путем предоставления авторского права на фонограмму, предоставление иных конкретных (смежных) прав, путем принятия закона в отношении недобросовестной конкуренции или путем штрафных санкций (статья 3).
26.19. Конвенция по фонограммам допускает те же ограничения, что и существуют в отношении охраны авторов. Конвенция также допускает принудительные лицензии в том случае, если воспроизведение предназначено исключительно для целей образования или научных исследований, ограничено территорией государства, чьи власти выдают лицензию, и предусматривает справедливое вознаграждение.
26.20. Что касается срока охраны, то Конвенцией по фонограммам предусматривается тот же минимальный срок, что и Римской конвенцией: если в национальном законодательстве предусматривается какой-то конкретный срок охраны, этот срок должен быть не менее 20 лет после года первой фиксации звуков, воплощенных в фонограмме, или года первого выпуска в свет фонограммы.
26.21. Следует отметить, что Конвенция по фонограммам также содержит положение в отношении исполнителей. По статье 7 национальное законодательство может, там где это необходимо, предусмотреть определенный объем охраны, предоставляемой исполнителям, чьи исполнения зафиксированы на фонограмме, а также условия предоставления такой охраны.