I. ПРОТОКОЛ К МАДРИДСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ О МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЗНАКОВ («МАДРИДСКИЙ ПРОТОКОЛ»)
21.48. Неучастие в Мадридском соглашении некоторых стран, являющихся основными в области товарных знаков, включая Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство и Японию, представляло собой давнишнюю проблему, которую пыталась решить ВОИС. В последнее десятилетие предпринимались различные попытки создания новой системы, касающейся международной регистрации знаков. Наконец, было принято решение о внесении поправок в Мадридскую систему, с тем чтобы сделать ее приемлемой для большего числа стран.
21.49. В июне 1989 года в Мадриде была проведена Дипломатическая конференция по заключению Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, созванная и организованная ВОИС. Она проходила в помещении Национального института промышленной собственности «Institute Nacional de Industria (INI)», предоставленном правительством Испании. Дипломатическая конференция единогласно приняла Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков.
21.50. Протокол вводит следующие основные новшества в Мадридскую систему:
(1)
Протокол позволяет по усмотрению заявителя подавать заявки на международные регистрации, основываясь на национальных заявках (а не только на национальных регистрациях) (статья 2(1 )(а));
(2)
Протокол допускает возможность договаривающимся сторонам использовать срок в 18 месяцев (вместо одного года) для вынесения решения об отказе в предоставлении охраны и даже более длительный срок в случае оспаривания (статья 5(2)(b) — (d));
(3)
Протокол предусматривает, что ведомство указанной договаривающейся стороны может, если оно того пожелает, получать полную сумму пошлин, взимаемых им за национальную (или региональную) регистрацию или продление регистрации, причем указанная сумма сокращается на размер экономии, являющейся результатом международной процедуры (статья 8(7));
(4)
Протокол допускает преобразование аннулированной международной регистрации, например вследствие принципа «центральной атаки», в национальные (или региональные) заявки в каждой указанной договаривающейся стороне, причем такие заявки будут иметь дату подачи и, при наличии такой возможности, дату приоритета международной регистрации (статья 9quinquies).
21.51. Эти новшества призваны устранить некоторые препятствия к более широкому признанию Мадридской системы. Другая цель Протокола обычно упоминается как «установление связи» между Мадридской системой и будущей региональной системой товарных знаков Европейских сообществ. Товарный знак Европейских сообществ будет знаком, регистрируемым в Ведомстве по товарным знакам Европейских сообществ, и каждая регистрация в этом ведомстве будет иметь действие во всех странах — участницах (в настоящее время их 15) Европейских сообществ. Связь означала бы, что регистрация в соответствии с Мадридским протоколом может основываться на заявке или регистрации, подаваемой или осуществленной в Ведомстве Европейских сообществ, и что Европейские сообщества могут быть указаны в Мадридской регистрации. Это следует из статьи 2 Протокола. Для того чтобы участие Европейских сообществ в Мадридской системе стало полновесным, а Ведомство по товарным знакам Европейских сообществ заняло точно такое же положение, что и национальные ведомства стран-участниц. Протокол предусматривает, что не только государства, а также и некоторые межправительственные организации могут стать участницами Протокола (статья 14(1)(Ь)). Европейские сообщества являются такой организацией.
21.52. Следует отметить, что Протокол содержит статью, озаглавленную «Сохранение Мадридского соглашения (Стокгольм)». Причина для включения статьи о сохранении заключается в часто повторяемых заявлениях правительств нынешних государств — членов Мадридского союза, а также представителей частных ассоциаций, использующих нынешнюю Мадридскую систему, о том, что теперешняя система полностью удовлетворяет их в том виде, как она есть, и что они хотели бы, чтобы она продолжала существовать.
21.53. Статья о сохранении предусматривает, что если ведомством происхождения международной заявки или регистрации является ведомство государства — участника и Протокола, и Мадридского соглашения, то положения Протокола не имеют никакого действия (то есть Протокол неприменим и, следовательно, применяется только Мадридское соглашение — что представляет собой status quo) в отношении государства, которое также одновременно является участником Протокола и Мадридского соглашения. Другими словами, территориальные расширения в отношении таких государств регулируются Соглашением, а не Протоколом. Следует отметить, что, естественно. Протокол применяется в отношениях между государством, одновременно являющимся участником Протокола и Мадридского соглашения, и любым государством или организацией, которая является участницей Протокола, однако не является участницей Мадридского соглашения (организации не могут стать участницами Мадридского соглашения).
21.54. В числе последствий сохранения такого status quo между участниками как Мадридского соглашения, так и Протокола можно указать следующие: (i) международная заявка не может основываться на национальной заявке (а только на национальной регистрации) (см. статью 2(1) Протокола), (ii) срок для вынесения решения об отказе в предоставлении охраны не может быть больше одного года (см. статью 5(2)(b) и (с) Протокола), (iii) указанное Ведомство не может получать «индивидуальную пошлину» (а только долю от поступлений, образующихся от дополнительных и добавочных пошлин) (см. статью 8(2) Протокола) и (iv) не допускается «преобразование» международной регистрации в национальные регистрации (см. статью 9qumquies Протокола).
21.55. Наконец, следует отметить, что Ассамблея Мадридского союза может, большинством в три четверти поданных голосов, отменить статью о сохранении или ограничить сферу ее применения по истечении срока десяти лет, считая с даты вступления в силу Протокола, однако не раньше, чем через пять лет, считая с даты, на которую большинство государств — участников Мадридского соглашения стали участниками этого Протокола.
21.56. По состоянию на 1 октября 1996 года участниками Мадридского соглашения о международной регистрации знаков являлись следующие 46 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Бельгия, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Кыргызстан, Латвия, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Марокко, Монако, Монголия, Нидерланды, Польша, Португалия, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Судан, Таджикистан, бывшая югославская Республика Македония, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Югославия.
21.57. К дате, до которой он был открыт для подписания (то есть 31 декабря 1989 года), Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков подписали следующие 27 государств: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Египет, Ирландия, Испания, Италия, Корейская Народно-Демократическая Республика, Лихтенштейн, Люксембург, Марокко, Монако, Монголия, Нидерланды, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сенегал, Соединенное Королевство, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария и Югославия. По состоянию на 3 октября 1996 года участниками Мадридского протокола являлись следующие 12 государств: Германия, Дания, Испания, Китай, Корейская Народно-демократическая Республика, Куба, Монако, Норвегия, Соединенное Королевство, Финляндия, Чешская Республика и Швеция.
Литература к разделу I:
Международное бюро ВОИС. Использование знаков в коммерциализации товаров на внутреннем и внешнем рынках; Внутригосударственная и международная системы юридической охраны знаков. PC/IP/XVI/SYM/2.