В. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РСТ
(а) Подача международной заявки
20.13. Любой гражданин или резидент Договаривающегося государства РСТ может подать международную заявку. В большинстве случаев международные заявки могут быть поданы в национальное ведомство, которое будет выступать в качестве принимающего ведомства (а в Западной Европе также и в Европейское патентное ведомство). Граждане и резиденты стран — членов ОАИС, также некоторых других развивающихся стран могут подавать международные заявки в Международное бюро ВОИС, выступающее для них в качестве принимающего ведомства. Кроме того. Международное бюро ВОИС выступает в качестве получающего ведомства по выбору граждан и резидентов всех Договаривающихся государств РСТ.
20.14. Международная заявка имеет силу национальной заявки с даты международной подачи в тех Договаривающихся государствах РСТ, которые указаны заявителем в его заявке. Она имеет силу патентной заявки АРОПС, если заявитель желает получить патент АРОПС, который действует в указанном государстве, являющемся участником Харарского протокола, или силу европейской патентной заявки, если заявитель хочет получить европейский патент, который действует в указанном государстве, являющемся участником Европейской патентной конвенции. Если любое указанное государство является членом АОИС, то международная заявка имеет силу заявки на патент АОИС.
20.15. Государства— участники региональных патентных систем, учрежденных Харарским протоколом и Европейской патентной конвенцией, имеют возможность «закрытия национального пути» для получения патентной охраны, посредством чего международная заявка, указывающая такое государство, будет автоматически рассматриваться как заявка на региональный (АРОПС или европейский) патент и вследствие этого будет рассматриваться соответствующим региональным патентным ведомством.
20.16. Для международных заявок РСТ предписываются определенные стандарты. Международная заявка, которая подготовлена в соответствии с этими стандартами, будет приемлема в отношении формы и содержания для всех Договаривающихся государств РСТ, и никакие последующие изменения из-за различий в национальных и региональных требованиях (и связанные с ними расходы) не потребуются. Ни один национальный закон не может устанавливать иные требования в отношении формы и содержания международной заявки, отличающиеся от или дополнительные к тем, которые предусмотрены РСТ.
20.17. За подготовку и подачу международной заявки предусматривается один-единственный набор пошлин, которые уплачиваются в одной валюте и в одно ведомство (получающее ведомство). Уплата национальных пошлин указанным ведомствам задерживается. Национальные пошлины уплачиваются гораздо позднее по сравнению с подачей заявки традиционным путем Парижской конвенции.
20.18. Пошлины, уплачиваемые получающему ведомству за международную заявку, состоят из трех главных элементов:
(1)
пошлина за пересылку — для покрытия расходов получающего ведомства;
(2)
пошлина за поиск — для покрытия расходов международного поискового органа; и
(3)
международная пошлина — для покрытия расходов Международного бюро.
20.19. Язык, на котором может быть подана международная заявка, зависит от требований получающего ведомства, в которое она подается. Им обычно является государственный язык. Главными языками, на которых может быть подана международная заявка, являются: английский, испанский, китайский, немецкий, русский, французский и японский. Другими также приемлемыми пока языками являются: голландский, датский, норвежский, финский и шведский.
(b) Международный поиск
20.20. После формальной проверки и установления даты международной подачи получающее ведомство пересылает один экземпляр международной заявки в Международное бюро ВОИС («регистрационный экземпляр») и другой экземпляр («копия для поиска») в Международный поисковый орган. Третий экземпляр оно хранит у себя («копия для получающего ведомства»). Получающее ведомство также собирает все пошлины РСТ и переводит пошлину за поиск в Международный поисковый орган, а международную пошлину — в Международное бюро.
20.21. По каждой международной заявке проводится международный поиск, который является высококачественным поиском патентных документов и патентно-ассоциируемой литературой на языках подачи большинства патентных заявок (английский, испанский, китайский, немецкий, русский, французский и японский). Высокое качество международного поиска обеспечивается предписываемыми РСТ стандартами документации, квалификации персонала и методов поиска Международных поисковых органов, которыми являются опытные патентные ведомства, специально назначенные Ассамблеей Союза РСТ (созданный в соответствии с РСТ высший административный орган), для проведения международных поисков на основе соглашения по соблюдению стандартов и сроков РСТ.
20.22. Для выполнения функций Международных поисковых органов назначены следующие ведомства: Австралийское патентное ведомство. Австрийское патентное ведомство, Ведомство США по патентам и товарным знакам. Европейское патентное ведомство, Испанское ведомство по патентам и товарным знакам. Китайское патентное ведомство, Российское патентное ведомство. Шведское патентное ведомство и Японское патентное ведомство.
20.23. Каждому Международному поисковому органу необходимо иметь по крайней мере предписываемый РСТ минимум надлежащим образом подобранной для целей поиска документации, которую можно в общих чертах описать как содержащую патентные документы ведущих промышленных стран начиная с 1920 года вместе с согласованным списком непатентной литературы. При проведении поиска Международный поисковый орган должен использовать все свои возможности, а именно минимум документации и любую дополнительную документацию, которой он может располагать. Обязательство прибегать по крайней мере к минимуму документации РСТ гарантирует высокий уровень международного поиска.
20.24. Результаты международного поиска представляются в отчете о международном поиске, который передается заявителю к четвертому или пятому месяцу после подачи заявки. Ссылки на соответствующий предшествующий уровень техники в отчете о международном поиске позволяют заявителю оценить свои шансы на получение патента в указанных в международной заявке странах.
20.25. Отчет о поиске помогает заявителю в последующем рассмотрении заявки в указанных ведомствах. Высокое качество международного поиска гарантирует заявителю, что любой выданный патент является «сильным» патентом, который вряд ли будет с успехом оспорен, и, таким образом, закладывает разумную основу для инвестирования или лицензионной деятельности.
20.26. Доклад о международном поиске помогает указанным ведомствам, в частности ведомствам, не имеющим технически подготовленных кадров и объемистого, подобранного подходящим образом для проведения поисков фонда патентных документов, проводить экспертизу заявок и оценивать описанные изобретения.
20.27. Отчет о международном поиске позволяет заявителю решить, является ли целесообразным в свете уровня техники, подтверждаемого приведенными в отчете о поиске документами, продолжать попытки получения охраны своего изобретения в указанных государствах или продолжить их только после того, как будут изменены формулы в его международной заявке для лучшего отличия изобретения от уровня техники.
20.28. Для заявок, не подаваемых по системе РСТ, Договор также предусматривает положение по укреплению национальных патентных систем и оказанию помощи национальным ведомствам в обработке заявок и выдаче национальных патентов. Национальный патентный закон может включать положения, касающиеся проведения «поиска международного типа» по чисто национальным заявкам (предусмотренного статьей 15(5) РСТ). Этот поиск является аналогичным международному поиску и проводится Международным поисковым органом, который указывается национальным ведомством для проведения международных поисков. Принятие механизма проведения поиска международного типа имеет для страны пользу в двух аспектах. Во-первых, это означает, что все патенты подвергаются поиску одного вида, вне зависимости от того, идут или не идут соответствующие заявки по пути РСТ. Во-вторых, национальные предприятия и изобретатели могли бы пользоваться преимуществами отчета о поиске международного типа, даже не подавая заявки в соответствии с РСТ.
20.29. Международный поисковый орган высылает отчет о международном поиске заявителю и Международному бюро. Международное бюро включает отчет о поиске в международную публикацию международных заявок и высылает по экземпляру в указанные ведомства.
(с) Международная публикация
20.30. Международная публикация служит двум основным целям: раскрыть изобретение публике (т. е. в общих чертах техническое улучшение, сделанное изобретателем) и установить объем охраны, которая может быть в конечном счете получена.
20.31. Международное бюро публикует брошюру (РСТ), содержащую титульный лист с библиографическими данными, представленными заявителем, а также вместе с такими данными, как присвоенный Международным поисковым органом индекс Международной патентной классификации (МПК), реферат, описание, формулы, чертежи и отчет о международном поиске. Если формулы международной заявки исправлены, то публикуются как заявленные, так и исправленные формулы. Обычно международная публикация имеет место через 18 месяцев, считая с даты приоритета международной заявки.
20.32. Брошюра публикуется на языке поданной международной заявки, если этим языком является английский, испанский, китайский, немецкий, русский, французский или японский. (Однако если международная заявка публикуется на испанском, китайском, немецком, русском, французском или японском языке, то название изобретения, реферат и отчет о международном поиске также публикуются на английском языке). Если международная заявка подана на любом другом языке, то она переводится и публикуется на английском языке.
20.33. О публикации каждой брошюры объявляется в газете РСТ, которая дает перечень опубликованных международных заявок в форме записей, воспроизводящих титульные листы брошюр. Каждый выпуск газеты РСТ также содержит указатель классификации, позволяющий делать отбор опубликованных международных заявок по техническим областям.
20.34. Эти публикации, брошюра и газета РСТ распределяются Международным бюро бесплатно на систематической основе всем Договаривающимся государствам РСТ. Теперь они существуют также и на компакт дисках, пригодных для проведения поиска. Для пользователей они поставляются по запросу за плату.
(d) Международная предварительная экспертиза
20.35. По получении заявителем отчета о международном поиске у него имеется возможность потребовать проведения международной предварительной экспертизы, чтобы знать мнение в отношении того, удовлетворяет ли заявленное изобретение какому-либо или всем нижеследующим критериям: имеет ли оно новизну, содержит ли изобретательский уровень и является ли оно промышленно применимым. Международная предварительная экспертиза, предусмотренная в главе II РСТ, является необязательной для Договаривающихся государств РСТ. Однако только два Договаривающихся государства РСТ исключили главу II, и оба сейчас рассматривают отзыв оговорки об исключении этой главы в ближайшем будущем. Глава II является необязательной и для заявителя. Международная заявка не подвергается автоматически международной предварительной экспертизе, а только по специальному запросу заявителя о проведении международной предварительной экспертизы, в котором он заявляет о своем желании использовать результаты такой экспертизы в определенных государствах, указанных в международной заявке. В этой процедуре в соответствии с главой II такие государства называются «выбранными государствами», чтобы разграничить их и другие указанные государства. Пошлина за международную предварительную экспертизу уплачивается, когда требование подается в Международный орган предварительной экспертизы, вместе с пошлиной за обработку (за работу Международного бюро).
20.36. Как и в случае Международных поисковых органов. Международные органы предварительной экспертизы назначаются Ассамблеей Союза РСТ. Ведомства, назначенные в этом качестве, являются теми же самыми, что и были назначены в качестве Международных поисковых органов, за исключением Испанского ведомства по патентам и товарным знакам.
20.37. Результаты международной предварительной экспертизы приводятся в заключении, которое предоставляется заявителю и «выбранным ведомствам» (которыми являются ведомства государств или действующие от имени выбранных государств) через Международное бюро, которое также отвечает за перевод заключения на английский язык, если это требуется любым выбранным ведомством. Заключение о патентоспособности изобретения на основе упомянутых выше международных критериев дает заявителю даже более солидные основания для оценки своих шансов на получение патентов, а выбранные ведомства имеют лучшие основания для вынесения решения о выдаче патента. В странах, где патенты выдаются без проведения экспертизы по существу, заключение международной предварительной экспертизы представляет собой солидную основу для сторон, заинтересованных в изобретении (например, для целей лицензирования), чтобы оценить юридическую силу таких патентов.
20.38. Обычно после публикации международной заявки (но не позднее конца девятнадцатого месяца, считая с даты приоритета) Международное бюро рассылает международную заявку указанным ведомствам. Пересланный экземпляр будет использоваться для последующего прохождения международной заявки в этих ведомствах, поскольку, как объяснялось выше, РСТ является системой только для подачи заявок, а не выдачи патентов. Последнее остается исключительно задачей и ответственностью указанных ведомств. Указанные ведомства, и только каждое из них, будут решать, выдать или не выдать патент. Отчет о международном поиске и заключение международной предварительной экспертизы, если таковое имеется, предназначаются только для облегчения выполнения этой задачи.
20.39. Процедура по международной заявке в указанных (или выбранных) ведомствах, называемая национальной фазой, не может начаться до истечения 20 месяцев (или 30 месяцев, если применяется глава II), считая с даты приоритета международной заявки, если только заявитель не потребует начать ее раньше.
(е) Делопроизводство в указанных (или выбранных) ведомствах
(«национальная фаза»)
20.40. После получения отчета о международном поиске и, если необходимо, заключения международной предварительной экспертизы, а также после предоставления возможности внесения изменений в свою заявку заявитель теперь имеет благоприятную ситуацию решить, имеет ли он шанс получить патенты в указанных государствах. Если он не видит такой возможности, то он может либо отозвать свою заявку, либо не предпринимать никаких действий вообще. В последнем случае международная заявка потеряет силу национальной заявки и процедура автоматически прекращается. В этой ситуации заявитель избегает больших затрат, а именно расходов, связанных с подачей отдельных национальных заявок в соответствии с традиционным путем по Парижской конвенции. Он не платил за заявки и переводы для национальных ведомств, он не платил пошлины этим ведомствам, и он не нанимал местных агентов. Таким образом, он не делал всего того, что требуется сделать в соответствии с традиционным путем по Парижской конвенции в течение 12 месяцев, считая с даты приоритета, и должно быть сделано без основы для оценки вероятности получения патента, которую позволяет сделать в соответствии с РСТ отчет о международном поиске или произвольно на выбор заключение международной предварительной экспертизы.
20.41. Если заявитель решает продолжить процедуру, то только в этом случае он должен уплатить предписанные национальные пошлины указанным (или выбранным) ведомствам и, если требуется, представить в эти ведомства переводы его международной заявки на их национальный язык; возможно, также придется назначить местного агента. Представление перевода и уплата национальных пошлин должны быть осуществлены в течение 20 месяцев (или 30 месяцев, если применяется глава II), считая с даты приоритета. Как только начинается работа национальных ведомств, применяются обычные национальные процедуры при условии отдельных исключений, возникающих из процедуры РСТ (например, вопросы формы и содержания международной заявки, предоставление копий приоритетного документа).
20.42. ВОИС опубликовал «Руководство по РСТ для заявителя». Том I этого руководства содержит общую информацию для пользователей РСТ (относящийся к международной фазе); том II содержит информацию о процедуре в указанных и выбранных ведомствах (национальная фаза). Дальнейшая информация регулярно публикуется в газете РСТ, раздел IV, Сообщения и информация общего характера.