А. ВВЕДЕНИЕ

(а) Традиционная патентная система

20.1. Традиционная патентная система требует подачи отдельных патентных заявок в каждой стране, в которой испрашивается патентная охрана, за исключением региональных патентных систем, таких, как система Африканской организации интеллектуальной собственности (АОИС), система Харарского протокола, созданная в рамках Африканской региональной организации промышленной собственности (АРОПС), и Европейская патентная система. В соответствии с традиционным путем Парижской конвенции приоритет по более ранней заявке может испрашиваться для последующих заявок, поданных в другие страны, но такие более поздние заявки должны быть поданы в пределах 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки. Это вынуждает заявителя в течение одного года с момента подачи первой заявки подготовить и подать патентные заявки во все страны, в которых он желает получить охрану своего изобретения. Это означает расходы на перевод, на патентных поверенных в различных странах и уплату пошлин патентным ведомствам; и все это в то время, когда заявитель часто еще не знает, получит ли он патент или действительно ли его изобретение является новым по сравнению с уровнем техники.

20.2. Подача патентных заявок по традиционной системе означает, что каждому отдельному патентному ведомству, в которое подается заявка, приходится проводить формальную экспертизу каждой поданной заявки. Если патентные ведомства проводят экспертизу патентных заявок по существу, то каждому ведомству для определения технического уровня изобретения приходится проводить поиск, а также проводить экспертизу на патентоспособность.

20.3. Главное отличие традиционной национальной патентной системы от региональных патентных систем, таких, как вышеупомянутые, заключается в том, что региональный патент выдается одним патентным ведомством на несколько государств. Во всем остальном процедура та же самая, и данные в предшествующих двух пунктах пояснения также имеют силу.

(b) История РСТ

20.4. Для преодоления некоторых присущих традиционной системе проблем Исполнительный комитет Международного (Парижского) союза по охране промышленной собственности в сентябре 1966 года обратился к БИРПИ (предшественнику ВОИС) с просьбой срочно провести исследование решений по сокращению дублирования усилий как заявителей, так и национальных патентных ведомств. В 1967 году БИРПИ подготовило проект международного договора и представило его Комитету экспертов. В последующие годы ряд заседаний подготовил пересмотренные проекты, а состоявшаяся в июне 1970 года в Вашингтоне Дипломатическая конференция приняла договор, названный Договором о патентной кооперации. Договор о патентной кооперации, или РСТ, вступил в силу 24 января 1978 года и стал действовать с 1 июня 1978 года для первых восемнадцати Договаривающихся государств. По состоянию на 1 октября 1996 года к РСТ присоединилось 87 Договаривающихся государств — существенное увеличение, указывающее на интерес стран к участию в Договоре.

20.5. Подача международных заявок по процедуре РСТ началась 1 июня 1978 года. К концу 1995 года общее количество международных заявок, полученных Международным бюро ВОИС, достигло 246 622. Более 38 906 международных заявок было получено в 1995 году, заменив собой более 1 миллиона 809 тысяч национальных заявок.

20.6. Эти краткие показатели прогресса РСТ демонстрируют уверенность в том, что все больше стран, как развивающихся, так и развитых, будут становиться участниками РСТ в последующие годы, и, как свидетельствует количество поданных заявок, применение этого Договора будет существенно возрастать.

(с) Цели РСТ

20.7. Как видно из названия. Договор о патентной кооперации является соглашением по международному сотрудничеству в области патентов. Часто о нем говорят, что он является наиболее крупным достижением в международном сотрудничестве в этой области после заключения самой Парижской конвенции. Однако он является в основном договором о рационализации и сотрудничестве в отношении подачи патентных заявок, поиска и проведении экспертизы, а также распространения содержащейся в заявках технической информации. РСТ не предусматривает выдачу «международных патентов»: такая задача и ответственность за выдачу патентов остается исключительно в руках патентных ведомств стран или действующих от имени стран, где испрашивается охрана («указанные ведомства»). РСТ не конкурирует, а фактически дополняет Парижскую конвенцию. На самом деле он является специальным соглашением в соответствии с Парижской конвенцией, открытым только для государств — участников Парижской конвенции.

20.8. Главной целью РСТ является упрощение и повышение эффективности и экономичности ранее установленных способов обращения в несколько стран о патентной охране изобретений в интересах пользователей патентной системы и ведомств, которые отвечают за ее работу.

20.9. До введения в действие системы РСТ, в сущности, единственным средством получения охраны изобретения в нескольких странах была подача отдельной заявки в каждую страну. Эти заявки, с каждой из которых работа проводилась отдельно, вынуждали проводить повторяющуюся работу, связанную с подачей и экспертизой в каждой стране. Чтобы достичь своей цели, РСТ:

(1)

устанавливает международную систему, которая позволяет путем подачи единственной заявки («международной заявки») в единственное патентное ведомство («получающее ведомство») на одном языке, принятом в каждой из стран — участниц РСТ, которую заявитель называет («указывает») в своей заявке;

(2)

предусматривает проведение формальной экспертизы международной заявки единственным патентным ведомством — получающим ведомством;

(3)

подвергает каждую международную заявку международному поиску, результаты которого приводятся в отчете, упоминающем соответствующий уровень техники (главным образом опубликованные патентные документы, относящиеся к предшествующим изобретениям), которые, возможно, придется принимать во внимание при вынесении решения, является ли изобретение патентоспособным; этот отчет сначала доводится до сведения заявителя и позднее публикуется;

(4)

предусматривает централизованную международную публикацию международных заявок с относящимся к ним международным отчетам о поиске, а также их отправку указанным ведомствам;

(5)

предусматривает выбор для международной предварительной экспертизы по международной заявке, который предоставляется ведомствам, которым придется принимать решение, выдавать или не выдавать патент, а заявителю — отчет, содержащий мнение в отношении того, удовлетворяет ли заявленное изобретение определенным международным критериям патентоспособности.

20.10. Описанная в предыдущем пункте процедура обычно называется «международной фазой» по процедуре РСТ, тогда как говорится о «национальной фазе» для описания последней части процедуры выдачи патента, которая, как объясняется выше в пункте 7, является задачей указанных ведомств, то есть национальных ведомств, или действующих от имени стран, которые были указаны в международной заявке. По терминологии РСТ ссылка на «национальное» ведомство, «национальную» фазу или «национальные» пошлины включает также ссылку на процедуры регионального патентного ведомства.

20.11. Даже в большинстве развитых стран патентные ведомства годами ведут борьбу с большими объемами работ (приводящими к задержкам), а также решают проблему, как наилучшим образом распорядиться ресурсами, чтобы патентная система обеспечивала наибольшую отдачу от имеющейся в наличии рабочей силы. По системе РСТ ко времени поступления международной заявки в национальное ведомство она уже прошла формальную экспертизу получающего ведомства, по ней был проведен поиск международным поисковым органом и, возможно, проведена экспертиза международным органом предварительной экспертизы, что, таким образом, приносит национальным патентным ведомствам большую пользу, сокращая их загрузку, поскольку они пользуются выгодностью этих централизованных процедур международной фазы и, таким образом, им не нужно дублировать эту работу.

20.12. Другие главные цели РСТ заключаются в том, чтобы обеспечить выдачу патентными ведомствами государств — участников РСТ только сильных патентов, облегчить и ускорить доступ промышленности и других заинтересованных секторов экономики к относящейся к изобретениям технической информации и помочь развивающимся странам в получении доступа к технологии.